Меню
| ХК Динамо Минск
ХК Динамо Минск
Интервью 17 марта 2017

Александр Матерухин: стиль Крэйга действительно работает

22 заброшенные шайбы и 17 результативных передач – такова статистика Александра Матерухина в прошлом сезоне. И это личный рекорд нападающего в КХЛ! О том, как сложился этот чемпионат, «Мастера» расспросил корреспондент «Прессбола» Артур Жоль.

img_9154.jpgКакие впечатления от сезона?

- Неплохие. С одной стороны, в целом удачный год и для меня, и для команды. Но если разделять «регулярку» и плей-офф, то, конечно, от второй части все ждали большего…

Успели переосмыслить, что пошло не так в серии с «Локомотивом»?

- Уже много об этом сказано и написано. Вряд ли озвучу свежие мысли. Надо было лучше выполнять то, о чем говорил тренер. В то же время и Ярославль знал наши сильные и слабые стороны, подстраивался. Может, старались больше, чем мы. Перекрыли те компоненты, которыми «Динамо» славилось по ходу чемпионата, – большинство и меньшинство. «Локо» не слишком удобный для Минска соперник – цепкий, быстрый.

Популярно мнение, что штаб Кудашова переиграл штаб Вудкрофта.

- Не знаю, сейчас можно о многом рассуждать. Мы просто совершили больше ошибок. А хоккей из этого и строится.

Насколько правдив всплывший инсайд о том, что перед стартом серии команде объявили: «денег в клубе нет»?

- Да весь сезон такое всплывает. Это кто сказал – Шевченко? Обычно его штучки.

Нет – Сергей Борисов. В прошлом выступал в Беларуси.

- Ну, экспертам же надо что-то говорить – вот и говорят. На самом деле на протяжении года вообще никаких проблем не было.

Доводилось слышать, как Вудкрофт лютует после неудачных матчей. По ходу плей-офф сильно гневался?

- Он строгий тренер – здесь не поспоришь. Но не из таких, кто залетает в раздевалку и начинает все подряд громить. Может подействовать просто взглядом. Даже когда злится во время тренировок, то особо не кричит – все и так на лице написано. Игрокам этого достаточно. Да, иногда в плей-офф подсказывал на повышенных тонах, однако чаще хватало взгляда – мы и без того осознавали ситуацию. Ребята уважают Крэйга и прекрасно понимают, что он хочет донести до команды.

За счет чего стали возможными рекордные 105 очков в «регулярке»?

- В первую очередь благодаря тактике, которую поменяли по сравнению с предыдущими сезонами. Меньше теряли шайбу. Такие соперники, как СКА или «Магнитка», могут раскатиться, с перепасом войти в зону – мы им этого не позволяли. Всегда играли только вперед: заброс, борьба… В центре площадки ни в коем случае нельзя было ошибаться. Раньше могли попробовать обвести соперника, и, естественно, случалось больше потерь, больше контратак. Сейчас этого стало намного меньше. Соответственно меньше времени проводили в своей зоне.

Плюс все понимали: есть глубина состава. Если плохо сыграешь – можешь на следующий матч не попасть в заявку. Причем это касалось в том числе легионеров, для которых уже не было таких поблажек, как прежде. Расставание с Крайчеком, Лингле, Бэйленом показали, что незаменимых нет.

Как вы воспринимали новости об их уходах?

- Это часть нашей работы. Хоккеисты приходят и уходят, а жизнь продолжается. Рад, что ребята нашли себе новые клубы. Вот Бэйлен сейчас вернется в КХЛ – в «Трактор». Отличный вариант. Пару раз общались с Лукашем – у него тоже все хорошо. Выступает дома, доволен. Может, так даже лучше для них. У Чарлика только немного не заладилось. Ну, ничего – справится.20.jpgСтиль Вудкрофта напомнил вам времена североамериканского «минора»?

- Да, такая же агрессивная модель. Больше играем в тело, больше бросаем, больше лезем на ворота. Сейчас всем команда стало гораздо сложнее противостоять «Динамо». Посмотрите: почти все хоккеисты, даже белорусы, в том числе и я, побили свои личные рекорды результативности. Стиль Крэйга действительно работает.

Кто из молодежи, на ваш взгляд, прибавил за этот сезон больше других?

- Наверное, лучше всего заметен прогресс Лисовца. Женя реально молодец. И раньше немало играл, но сейчас превратился в ведущего защитника. Еще Амброжейчик мне очень понравился. Если бы и дальше остался в основной команде, то наверняка продолжил бы прибавлять. Вообще по сравнению с прошлыми сезонами молодежи на самом деле много доверяли. И все неплохо смотрелись.

Вудкрофт по ходу сезона очень часто выказывал претензии судьям. Как думаете, белорусов действительно «поддушивали»?

- Сейчас трудно разбирать конкретные моменты. Где-то по делу свистели, а где-то и пропускали нарушения. Но, думаю, к Минску действительно больше придирались, чем к российским клубам. Это не только мое мнение. Взять недавний эпизод в серии СКА – «Динамо», когда Дацюк получил «5+20». Там чистый прием – ни отставленного локтя, ни удара в голову. В Америке такой хит приветствовался бы. И на следующий день с Дацюка сняли штраф – подтвердили, что все чисто. Уверен на двести процентов: если бы такое случилось с кем-то из белорусских хоккеистов, то в довесок дали бы еще три-четыре матча дисквалификации и денежный штраф. Собственно, так и было по ходу сезона, в том числе со мной. Может, лига старается не выражать эту предвзятость, однако она чувствуется.

С дисквалификацией за хит на Козуне в третьем матче плей-офф тоже не согласны?

- Тогда сразу сказал друзьям: был бы на моем месте игрок СКА или «Магнитки» – ничего не последовало бы. Если человек набрал скорость и летит навстречу, что делать – отпрыгивать?kor_3066.jpgКакие матчи в этом сезоне запомнились больше всего?

- Пожалуй, отмечу первые два месяца «регулярки», когда часто вытаскивали встречи, где «горели» 0:2, 1:3, 1:4… Причем вытаскивали не случайно, а реально прибавляли по ходу. И не только силами легионеров, но и белорусов. После такого настроение – просто супер!

А как команде удалось выдержать сумасшедший график «регулярки»?

- Согласен – сумасшедший. По двенадцать-тринадцать матчей за месяц. Потом еще Кубок Шпенглера. Кто его знает, может, если бы не было олимпийской квалификации и поездки в Давос, то еще продолжали бы сезон. Хотя, с другой стороны, не исключено, это и помогало оставаться в тонусе. Команда находилась в хорошей форме.

Вам с годами сложнее физически?

- Если честно, в этом чемпионате, получив больше времени, чувствовал себя лучше, чем в предыдущем, и игралось легче. Поэтому возраст пока не ощущается. Я ж сказал, что буду выступать до сорока! Если бы не выдерживал, то это сразу стало бы заметным, и уже заканчивал бы.

У вас в тридцать пять наступил, можно сказать, расцвет – лучший сезон в КХЛ!

- Ха, я всегда цвел, только это проявилось лишь сейчас. На самом деле здесь много факторов. Правильное отношение к своему организму, подход к тренировкам и, конечно, доверие тренерского штаба. Как уже говорил, большинство ребят побили свои рекорды результативности. Уже не было такого, как раньше, когда погоду делали два легионерских звена, а остальные давали им передохнуть.

Но поначалу Вудкрофт присматривался к Матерухину.

- Видимо, да, раз в первом матче со «Спартаком» я не играл. Однако во всех остальных выходил на лед. Правда, здесь еще один фактор: на предсезонке тренер наигрывал те сочетания, которые нужны были сборной на олимпийской квалификации.

Вы обмолвились о правильном отношении к организму. После тридцати что-то изменили в своем стандартном укладе жизни?

- Приходится во многом себя ограничивать, особенно в питании. Уже не могу целыми днями есть сладкое или пить «Колу». Лучше выпью стакан воды. Бывает, раз в неделю куплю, пару глотков сделаю – но не более того. Вместе с тем убрал из рациона хлеб и сахар. Жирного стараюсь избегать. В принципе ничего нового – это известные вредители.

Любопытная деталь: до появления в команде Петтерссона и Палушая на вашем счету было 0,7 силовых приема в среднем за матч. А с приходом этих ребят показатель резко скакнул – 1,4. Означает ли это, что Крэйг немного изменил роли подопечных и переориентировал некоторых хоккеистов на разрушение?

- Тогда не только я, но и другие белорусы стали чуть меньше играть. Тем не менее, не вижу прямой связи между этой статистикой и приходом новичков. Никто мне не говорил о каких-либо иных задачах. Всегда с удовольствием действовал в тело – естественно, в пределах правил. Это неотъемлемая часть хоккея. Просто в начале января в каком-то матче, кажется с «Северсталью», сделал сразу семь силовых. Вот и выросла статистика. Бывают такие дни, когда получается удачно хитовать.59.jpg«Не только я, но и другие белорусы» – выходит, не причисляете себя к легионерам?

- Так я провел в Беларуси времени больше, чем некоторые белорусы. Уже одиннадцать лет здесь. Два года играл за «Могилев», четыре – за «Юность», четыре – за «Динамо», немного побыл в «Немане» и «Шахтере». Иностранцем себя не чувствую. Тем более жена отсюда.

Насколько известно, украинского паспорта у вас уже нет и за родную сборную выступать не можете.

- На Украине нельзя иметь двойное гражданство. Поэтому остается только теоретическая возможность — если обратно верну документ. Но в следующем году истечет четырехлетний карантин – смогу выступать за Беларусь.

Вы часто об этом говорите. Неужели, меняя в 2015-м гражданство, всерьез рассчитывали в тридцать шесть сыграть за нашу сборную?

- Так я ж сказал, что продолжу карьеру до сорока. Еще на пять чемпионатов мира можно съездить! А если серьезно, действительно держал в уме такой расклад. Естественно, когда Бережков и Покович вышли с предложением, они не обещали стопроцентного места в сборной в 2018-м, но сказали, что шанс есть.

Тогда ловите вашу цитату из 2013 года: «Точно не приму белорусское гражданство. Я играю за сборную своей страны и мне не двадцать лет. Не вижу в этом смысла. Нравится выступать за Украину».

- Да уж – слово не воробей… На самом деле решение далось нелегко – долго обсуждали с женой. Раньше ведь тоже склоняли к белорусскому паспорту, однако я отказывался. И действительно не предполагал, что могу быть интересен другой сборной после тридцати. Но тогда на Украине сложилась такая ситуация, что для дальнейшего выступления в КХЛ, чтобы не считаться легионером, лучше было поменять гражданство. А когда есть возможность поступить так, как будет лучше для тебя и твоей семьи, вряд ли человек откажется. И теперь нисколько не жалею, не вижу в том решении ничего плохого. У меня два дома. Все так же езжу в Киев к родителям и друзьям. Они с пониманием отнеслись к моему шагу.

Сейчас у сборной Украины важнейший домашний чемпионат мира в дивизионе 1. Представьте, если она выйдет в элиту и в следующем году попадет в одну группу с белорусами…

- Хотелось бы, но вряд ли. Та обстановка, которая сложилась на родине, явно не способствует прогрессу хоккея. Хотя уже второй год проводится свой чемпионат, куда едут в том числе белорусы и хорошо отзываются о некоторых командах. Однако этого все равно недостаточно для попадания в элиту.

Сейчас много говорят о возрождении ВЕХЛ.

- Считаю, отличная идея. Один-два представителя с Украины, из Риги… Как это было раньше. Чемпионат Беларуси слабый и сильнее точно не становится. За счет иностранных клубов можно поднять интерес и привлечь зрителей.

Следите за экстралигой?

- Конечно. У меня много друзей в разных городах. Особенно в тех командах, которые пробились в полуфинал. Вот, посмотрел третий матч «Юности» и «Шахтера». Скажу вам, очень быстро катались. То ли у меня телевизор ускоряет, то ли на самом деле такой хороший хоккей показали! (Смеется.)20170205_yug_dmi_2068_insta_.jpg

В курсе, что Павел Волчек подвинул вас с первого места в списке лучших снайперов в истории чемпионатов Беларуси?

- А я был первым?! Ха, придется тогда после сорока вернуться в экстралигу, чтобы догнать. Матчей пять-шесть хватит?

Пока он впереди на одну шайбу.

- Ну вот – поиграю немного за «Могилев». Вернусь туда, откуда в Беларуси начинал.

Доживет ли клуб до ваших сорока?..

- Да, жалко, конечно. Там отличный каток, хорошие условия.

В 2015-м вы говорили, что специально ездили в Могилев, дабы проголосовать на выборах президента. Всегда занимали активную гражданскую позицию?

- Просто раньше никогда не получалось. Во время выборов на Украине постоянно находился где-то далеко от Киева. А в этот раз подвернулась возможность – вот и поехали с женой по месту прописки.

Следите за происходящим на родине?

- Стараюсь этой темы избегать. То, что мне надо, – я знаю. О чем-то публично рассуждать не вижу смысла.

Ваш контракт с «Динамо» истекает через год. Спокойны за будущее в клубе?

- В каком смысле? Не выгонят ли из команды? Не задумывался об этом. Разговаривали с тренерами. Я сказал, что доволен оказанным доверием, они в свою очередь, вроде бы, не разочаровались. Рассчитываю подойти в хорошей форме к следующему сезону и помочь клубу.

Какие планы на отпуск?

- Грандиозные! Хочется слетать отдохнуть, но посмотрим, как получится. Ребенок ходит в школу, и уроки там до конца мая – не можем просто так сорваться. Плюс хоккейные тренировки – он занимается в динамовской школе. В конце марта один турнир, затем в апреле – «Кубок Газпром нефти».

Как успехи у Матвея?

- В таком возрасте, а ему сейчас десять, они все одинаковые. Кто-то чуть лучше, кто-то – чуть хуже. Раскроются годам к пятнадцати. Главное – есть желание. Я только рад этому.

Руки, как у папы?

- Надеюсь, лучше!

Можете представить себя тренером?

- Бывает, занимаемся с сыном, и ловлю себя на мысли, что нет ничего зазорного в этом деле. Но, честно говоря, пока не знаю, кем стану по завершении карьеры. В сорок лет закончу с КХЛ, а там еще Волчека обогнать…

Как вообще любите проводить отпуск?

- Спокойно. Некоторым нравится ездить в разные места, изучать архитектуру, быт. Нам больше по душе семейный отдых: лежать на пляже, купаться… Хотя если летали в экзотические страны, например, в Доминикану или Мексику, то выбирались на экскурсии. Оно, конечно, того стоило. Очень понравилось.

pressball.by
В этой статье Александр МатерухинАлександр Матерухин
К списку новостей

Другие новости рубрики
Последние новости других рубрик
Регистрация

Динамо-Минск
У вас уже есть аккаунт? Войти
Авторизация
Восстановление пароля
Впервые на нашем сайте?Пройти регистрацию