Меню
| ХК Динамо Минск
ХК Динамо Минск
Интервью 23 марта 2017

Евгений Новиченко: при Машерове в Беларуси был просто рай

Юбиляр (а Евгению Петровичу сегодня «стукнуло» 60!) накануне праздника пообщался с нами и многое рассказал о своей жизни в хоккее.

Одна из наиболее значимых вех вашей игроцкой карьеры – золото молодежного чемпионата мира 1976 года. Сборной СССР были обыграны канадцы, занявшие в итоге второе место, чехи, финны и шведы: четыре победы в четырех матчах. Что ваша память сохранила о том турнире?

- Команда Швеции вспоминается почему-то. Она была, вообще-то, на голову выше и нас, и канадцев. Мы в матче со шведами не очень-то блистали. Выиграли «в натяжку»: забили с центра площадки, и еще «бабочка» залетела… Повезло, честно говоря. А канадцев они «разобрали» с разницей, кажется, в 16 шайб, хотя те стали в итоге вторыми. Мы же с Канадой сыграли хорошо. Они нас пытались задавить, затоптать, как это было принято в то время. Но нам сказали терпеть, и мы терпели. А в третьем периоде после смены ворот (тогда менялись воротами через десять минут после начала каждой трети), когда мы вели со счетом 5:2, наш тренер Игорь Тузик сказал: «Отвяжитесь». И мы отвязались. Была бойня. Столько кровищи пролилось…

К слову, если говорить о воспоминаниях, то мне лучше всего помнится поездка в Канаду в 1974 году, о которой сейчас немногие знают. Поехали три пятерки из юношеского состава ЦСКА и пятерка, сформированная со всего Союза. В нее вошло четыре челябинца (я, Валерка Евстифеев, Вовка Лапшин, Сашка Тыжных) и Серега Лях из Свердловска. Играли с командами, представлявшими Онтарио, Квебек и западные провинции Канады. Скажу честно, канадцы впечатлили: мощные, здоровые. И они использовали эти свои качества на все 100%. Был такой нападающий Саня Гурьев, так он вышел на лед всего на одну смену, после которой его унесли с тяжелейшим сотрясением мозга. Я приехал домой с разрывом мениска и опустившейся почкой. А Касатонову, например, чуть ухо не отрезали коньком. На матчах было по 17 тысяч болельщиков, а в автобус мы уходили между двух рядов полицейских. Наверное, такая непримиримая атмосфера была после тех знаменитых суперсерий СССР – Канада.

Вместе с вами в ту команду попали такие знаковые для советского хоккея игроки как Вячеслав Фетисов, Алексей Фроликов, Валерий Брагин, Юрий Шундров, а лучшим бомбардиром стал ваш земляк Валерий Евстифеев. А кого бы вы выделили в той команде?

- Мне запомнился Николай Дроздецкий. А вот Слава Фетисов или Леша Касатонов в то время не сильно выделялись, как ни странно.IMG_0120.JPGПочему решились на переезд из Челябинска в Минск и как, собственно, все это произошло?

- Я хотел играть только в «Тракторе». До такой степени, что даже отказал «Спартаку», предлагавшему квартиру в Москве. Маялся с тещей в однокомнатной квартирке, завешанной бельем, перепеленывал ребенка в валенках, потому что зимой был страшный холод, но играть хотел только в «Тракторе». Однако в родной команде меня посадили на скамейку. Мой тренер Петр Васильевич Дубровин даже просил за меня: «Дайте парню играть». Но тренеры в ответ только улыбались. В итоге я поехал в Киев, мне даже дали квартиру на Крещатике. А в это время на Челябинском тракторном заводе моего отца сняли с работы, стали выкручивать руки. Мне пришлось вернуться назад. Петр Васильевич было договорился с другой челябинской командой – «Мечелом», я там потренировался две недели. И тут в Челябинск приехал Юрий Никонов, пригласил меня в Минск.Трактор 1977_78 уменьш.jpgКак восприняли Минск и Беларусь после Челябинска?

- Это были небо и земля. При Машерове тут был просто рай. Восемь сортов колбасы! Боже ты мой! Ко мне как-то приехал друг-футболист, пошли с ним купить чего-нибудь выпить за встречу. И в магазине у него случился первый шок, когда он увидел шампанское в свободной продаже: «Давай купим!» «Давай». Но его ждал «контрольный выстрел в голову», когда продавщица спросила: «А вам какое? Молдавское? Белорусское? Полусухое? Полусладкое?» Он чуть возле прилавка не упал от стресса. В общем, мне тут очень понравилось. Так и остался на много лет (смеется).

Вы попали в команду, перед которой стояла задача выйти в высшую лигу чемпионата СССР. И решить ее в драматичной борьбе с уфимским «Салаватом Юлаевым», саратовским «Кристаллом» и казанским СК им. Урицкого в итоге удалось. Это стало маленьким спортивным подвигом и значимым событием в истории белорусского спорта. Расскажите о том, какой была та команда Виталия Стаина.

- У нас была очень сплоченная команда, хотя все приехали из разных уголков Советского Союза. В Беларуси тогда ведь хоккея еще толком не было. Мы собрались из Челябинска, Новосибирска, Урала. Все из хоккейных регионов. Все – серьезные мужики. В такой команде нельзя было халтурить и недорабатывать, тебя быстро поставили бы на место. Именно командой мы и были сильны.

В разделе «История» на нашем сайте мы собрали уже небольшую коллекцию мнений на тему «Почему «Динамо» не смогло сохранить прописку в высшей лиге». Пришел ваш черед внести в нее свою лепту.

- Понятно, что команда виновата, но ошибался и Стаин, ведь мы выполняли его установки. А у него случались просчеты. Честно говоря, мы просто оказались не готовы к высшей лиге. После того, как на одном дыхании прошли первую, была определенная эйфория, но в элите нас быстро опустили на землю. Извини – подвинься: ЦСКА, «Спартак», «Крылышки»… Потом можно вспомнить и сборы в Цахкадзоре, в среднегорье. Там мы бегали, жали, просто умирали от нагрузок. В итоге к сезону подошли полутрупами. Вместе с нами готовились пловцы, однако у них и задача стояла другая: за неделю турнира показать весь максимум. Нам же предстояло играть полгода, на которые нас просто не хватило.

Всего три победы в том сезоне (без учета переходного турнира) удалось одержать динамовцам – одну над ленинградским СКА и две над уфимским «Салаватом Юлаевым». Статистика, согласитесь, просто убийственная…

- Потому что «Салават Юлаев» вместе с нами вышел из первой лиги и был нам ровней. Остальные же были на порядок выше. Не помешала бы команде и пятерка, имеющая опыт «вышки». Нам не хватало «паровоза», лидеров. Мы же были все равны. Как мы играли в первой лиге? Оборонялись вчетвером, а Агулин дежурил в средней зоне. Отдавали ему передачу на ход, и он реализовывал момент. А в элите такое уже не прокатывало.Ерастов Новиченко.JPGПолный вариант интервью читайте в нашем разделе «История».

К списку новостей

Другие новости рубрики
Последние новости других рубрик
Регистрация

Динамо-Минск
У вас уже есть аккаунт? Войти
Авторизация
Восстановление пароля
Впервые на нашем сайте?Пройти регистрацию