Интервью 23 августа 2016

Давид Улльстрем: Ибрагимович влияет на наше сознание

Корреспондент портала by.tribuna.com Игорь Петрулевич пообщался с Давидом Улльстремом и узнал много интересного о нем и о жизни в Швеции

Когда ты приземлился в Минске, твои первые впечатления от нашей страны?

– Очень позитивные. Здесь уютно, классная страна. Я много путешествовал, но Минск показался наиболее симпатичным городом из тех, где я был. Много памятников, исторических зданий. Здесь приятно просто выйти на улицу и немного прогуляться.

А если сравнить с Сибирью?

– Ух, трудно сказать. Минск сильнее ощущается городом. Здесь все сконцентрировано в одном месте, очень удобно. И вообще – вот центр, тут арена, тут парк. А Новосибирск – очень размашистый город. Еще одно отличие: поскольку в Сибири часто холодно, там выработалась  определенная культура людей. Они редко гуляют по улице, постоянно перебегают из дома в торговые центры. Надеюсь, в Минске я чаще буду дышать свежим воздухом.

Как ты можешь объяснить понятие «шведский социализм»?

– В политике?

Там тоже, но скорее в отношениях между людьми.

– В целом шведы очень приветливы. Мы такие легкие на подъем, с нами нетрудно завести разговор. И мы очень любим помогать другим.

А ты слышал историю об Анике Эриксен? Это повар, которая едва не потеряла работу за слишком творческий подход. Она готовила лучше и интереснее других, а шведы возмутились тем, что она выделяется.

– Да, я понял, о чем ты хочешь рассказать. Это история, которая характеризуется исключительно шведским словом logom. Его невозможно перевести на другие языки. Это такой центр, нечто среднее, не хорошо и не плохо, а обычно. Шведы постоянно ищут  logom. Мы любим придерживаться того, что нам нравится, но при этом не сильно выделяться. Последнее время эта традиция немного меняется. Шведы становятся более авантюрными, многие все чаще отправляются в интересные путешествия, чтобы исследовать мир. У нас есть спортсмен, который помогает быть раскрепощенным, – футболист Златан Ибрагимович. Он влияет на наше сознание, показывая, что можно быть успешным, быть лучшим в своем деле и открыто рассказывать об этом. Другие спортсмены тоже побеждают, становятся успешными и не скромничают по этому поводу. Обычные люди, глядя на это, не пугаются и в своей профессии становятся лучшим и пробуют разные интересные вещи, экспериментируют.

Слово logom действительно никак не соотносится со спортом высоких достижений. Как ты решал эту проблему в детстве? Твой первый тренер разрешал выделяться на фоне остальных?

– Начнем с того, что лично меня насильно никто не отправлял на хоккей. Ни родители, ни тренер никогда не давили на меня в плане спортивных результатов. Все это исходило лично от меня. Я знал и понимал, куда иду. Я всегда повторял моим родителям, что хочу быть хоккеистом. И никто не мог остановить меня. Я был упрямым ребенком. Мне кажется, это помогло, что никто не настаивал на занятии спортом. Раз уж я ввязался в этот большой и сложный путь сам, то должен пройти его достойно.

Так ты хотел быть именно лучшим в своей команде?

– Да, каждый раз, везде, всегда и во всем. В пинге-понге, настольным теннисе. Ой, это же одинаковые штуки. В общем, везде: в футболе и даже в настольных играх. У меня такой характер, что хочу постоянно побеждать.

То есть ты не скромный, как все остальные шведы?

– В повседневной жизни я не привык выделяться. Меня можно назвать скромным, хоть я и привык делать то, что нравится исключительно мне. Только вот в хоккее скромность не всегда идет на пользу. Тут надо быть полностью уверенным в себе, всегда знать, что принимаешь правильное решение. Но и скромность не повредит, когда должен сыграть на партнера по команде, оставить свое я. Это нормально, хоккей – командный вид спорта. Если заботишься только о себе, никогда не станешь хорошим игровиком. При этом, повторюсь, это нормально, когда хочешь забивать сам, потому что чувствуешь уверенность в себе. Это чувство присуще только топ-спортсменам. В общем, в один момент нужно быть скромным, а в другой – отправить скромность куда подальше.

Белорусы такие же скромные и застенчивые, как шведы?

– Если честно, я так плотно еще не общался с людьми в Минске вне спорта. Думаю, многие хоккеисты по всему миру не такие уж скромные. Почти каждый проделывает колоссальный объем работы на пути к успеху. За это время у тебя вырабатывается с одной стороны скромность, потому что ты тихо делаешь свое дело, а с другой – здоровая дерзость и уверенность в себе. И неважно, ты белорус, швед, россиянин или американец.

Вернемся к logom. Я читал, что многие крупные шведские бизнесмены умалчивают свое состояние, а порой даже привирают, что они простые рабочие с завода. Ты когда-нибудь обманывал, что не являешься богатым хоккеистом?

– Ой нет, я точно не врал. На самом деле мы в Швеции почти никогда не говорим о чужих зарплатах. Шведы не затронут эту тему без лишней на то необходимости. В стране сложилась такая ситуация, что у людей действительно есть деньги, но они никогда не потратят их на дорогие машины или модную одежду. Некоторые жители Швеции действительно очень богатые, но по ним никогда этого не скажешь. Наверное, в этом и заключается наша скромность.

К тем, кто не выделяется, относится владелец IKEA Ингвар Кампрад.

– Абсолютно точно. Его машине уже 20 лет. Это очень старое «Вольво». И он отлично себя чувствует. Такие мы шведы. Конечно, он – один из самых богатый людей в мире. Его состояние оценивают в миллиарды долларов. Только если его встретишь на улице, ни за что не скажешь, что он миллиардер. Он прошел большой путь, и он помнит, как начинал свой бизнесе в обычном гараже. Здорово, что деньги никак не поменяли этого человека.

Ты удивился, когда в Беларуси увидел огромное количество крутых машин?

–  Если честно, я не обращал на это внимание. Окей, пусть ездят. Спроси лучше меня про гольф. Там я тебе расскажу несколько историй.

Спрашиваю.

– Когда я уже получил предложение от «Динамо», но еще не подписал контракт, решил «загуглить», есть ли в Беларуси вообще гольф-клуб. Нашел один и очень замечательный, но в итоге он оказался закрыт. 

Я люблю гольф. Он помогает отвлечься от хоккея, проветрить голову. Это отличное занятие. Еще большое преимущество гольфа в том, что в этом виде спорта никогда не будешь до конца удовлетворенным. Это опять-таки напоминает шведский менталитет. Мы же такие средние и не спешим покупать дорогие машины и дома, потому что у нас присутствует ощущение, что твой карьерный путь еще не завершен, пока нельзя сильно тратиться, есть возможность развиваться дальше, зарабатывать больше. Так и в гольфе. К слову, в Швеции полно полей, несмотря на то, что это достаточно холодная страна.

В СМИ недавно появилась информация, что в Швеции закрывают МакДональдсы, потому что шведы поддерживают исключительно здоровое питание.

– Это ложь. У нас хватает МакДональдсов. Я не знаю, как сравнить это с другими странами, но, например, в моем родном городе на 130 тысяч жителей есть четыре МакДональдса. Думаю, это место достаточно популярно. Лично я не очень люблю фастфуд. Впрочем, и сами шведы представляют достаточно здоровую нацию. Возможно, какой-то перекос в сторону полезной еды и случился, но не такой, чтобы закрывались МакДональдсы.

Давай сравним девушек Швеции, России и Беларуси.

– Ой, можно не буду этого делать? У меня есть девушка, она шведка. И если честно, я вообще никак не реагирую на других девушек.

Правда, что шведки не любят макияж?

– Это, наверное, зависит не от самой нации, а от воспитания человека. В Швеции легко можно встретить сильно накрашенных девушек, впрочем, как и наоборот. Единственное, что отличает нашу нацию и наших девушек, так это любовь к образованию. Это начинается с самого детства. У всех очень серьезное отношение к школе. Тренер не пускал меня на тренировку, пока я не разберусь с учебой. Если какие-то науки не удаются, назначаются дополнительные уроки. В этом плане у нас все очень строго. Последние школьные годы я учился в такой хоккейной гимназии, но там не давали никаких послаблений. Девушки тоже стремятся получить хорошее образование. Быть умным – это очень круто в Швеции. 

Это делает шведских девушек такими независимыми?

– О да, гендерное равноправие – очень популярная тема в Швеции. Мы постоянно об этом говорим. Я много путешествовал, изучал страны, и мне кажется, в этом вопросе наша нация ушла далеко вперед. Это очень интересный момент. Вроде бы каждый швед имеет хорошо оплачиваемую работу, каждый счастлив конкретно на своем месте, но при этом постоянно идут споры, что девушки и парни могут попробовать себя в любой профессии. Ты хрупкая девушка, но хочешь водить огромный автобус? Пожалуйста, вперед, никаких ограничений. У нас абсолютно не приветствуется доминирование мужского пола. Мне кажется, это правильно. Никто не чувствует себя ущемленным.

Еще один интересный момент из жизни Швеции – беженцы, которые в большом количестве отчаянно хотят жить там. Эти люди меняют вашу страну?

– Конкретно мою жизнь они никак не меняют и лично мне не создают никаких проблем. Конечно, на эту тему у нас тоже постоянно проходят дебаты. При этом мы всегда сходимся в одном: мы должны помогать людям. Люди бегут из своей страны не от хорошей жизни, им нужен безопасный дом. Это несомненно. Здесь только одна важная вещь. Приезжие должны полностью влиться в местную жизнь. Они должны выучить наш язык, понять культуру, получить здесь соответствующее образование и плавно интегрироваться в жизнь Швеции. Они не могут просто сидеть на лавочке и просто так получать деньги, находясь в безопасности. Нужно полностью интегрироваться, стать шведом.

Мы со своей стороны обязаны помогать им,  потому что люди попали в неприятную ситуацию. Никто не знает, что на завтра случится с тобой. Мы по всей планете должны стремиться к миру и помогать друг другу. Только так в каждой стране мы построим цивилизованное общество. Хотя, конечно, иммиграция  – это серьезный вопрос, который обсуждается на самом высоком уровне. Швеция – это большая страна с огромной территорией, но с небольшим количеством людей. Важно сохранять историческую и культурную целостность.

Ты удивлен, что в Беларуси совсем не встречаешь беженцев?

– Я уже был в Сибири, где тоже не видел людей других национальностей. Это правда, но я не могу дать оценку. Я еще не вникал в политику России и Беларуси.

А ты знаешь, что такое «шведская стенка»?

– Нет, не понимаю. Нечто странное. Лестница на стене? Бред какой-то. Ладно, уточню у моих белорусских друзей.

А понятие «шведская семья»?

– Ага, об этом уже слышал иногда, но так и не понял, что имеется в виду.  

Спрошу прямо: у вас можно встретить семью, где двое мужчин и одна девушка?

– Ха-ха, это стереотип. Миф какой-то. Это же сумасшествие. Как это вообще? Думаю, тем, кто так думает, нужно съездить в Швецию и убедиться, что такого нет и близко.

Напоследок хотел бы вспомнить Златана Ибрагимовича.  

– Шведы обожают его. Он очень крут. Да, любит повторять, что лучший, но ведь так и есть. Каждый раз он выходит на поле и доказывает, что действительно крут. Это феноменальный игрок. Даже когда он позволяет себя громкие высказывания, он никогда не врет. Его действительно уважают и его любят. Плюс он всегда добавляет юмора в свою речь. Он наполовину шутит, а наполовину говорит серьезно. Мы всегда помним об этом, поэтому делим его высказывание на двое.  И окей, пусть говорит, что лучший, он же точно лучший, он доминирует всегда и везде.     

Французские журналисты даже придумали глагол Zlataner – доминировать.

– Это очень удачная задумка. Златан – абсолютная суперзвезда. Он реально меняет нашу культуру, показывает, что в жизни можно абсолютно все. Только верь в себя. Ибрагимович подарил нам несколько замечательных перфомансов. Он сделал шведский народ счастливее и увереннее в себе.

Ты читал его автобиографию?

– Я уверен, абсолютно каждый швед уже сделал это.

Что тебя впечатлило?

– Ой, там много классных историй. Вся книга наполнена интересными мыслями и диалогами. Я обожаю его биографию. А больше всего люблю читать, как он описывает свою встречу с Мино Райола. Там очень смешно, но я не могу так передать. Суть в том, что Златан сильно ждал парня в крутом костюме и на дорогой машине, а Райола приехал в рваных джинсах и совсем не был похож на бизнесмена. И их общение – это супер. «Да заткнись ты!» – «Сам заткнись». Мне кажется, они нашли друг друга. Два таких честных и уверенных в себе профессионала. И еще раз скажу:  Златан – живая суперзвезда.

http://by.tribuna.com/tribuna/blogs/sporttrip/1026633.html

В этой статье Давид УлльстремДавид Улльстрем
К списку новостей

Другие новости рубрики
Последние новости других рубрик
Регистрация

Динамо-Минск
У вас уже есть аккаунт? Войти
Авторизация
Восстановление пароля
Впервые на нашем сайте?Пройти регистрацию