Интервью 20 мая 2021

Спортивный фотограф – о работе на матчах «Динамо», проходах Шаранговича и кадре, вошедшем в топ КХЛ

Денис Костюченко рассказал, о кадре, который хотел сделать в течение сезона, объяснил, в чем особенности съемки хоккея, отметил атмосферу на «Минск-Арене», которая помогает в работе.

Снимок фотографа НОК Беларуси Дениса Костюченко занял третье место в номинации «Игра» в фотоконкурсе от КХЛ и Canon

Фотография была сделана 8 марта во время игры плей-офф между минским «Динамо» и питерским СКА. С Денисом мы поговорили о его работе на матчах «зубров» в течение сезона-2020/21.

- Как фотография стала твоей профессией?

- Изначально это было хобби. Еще в детстве заинтересовался съемкой спорта. Профессионально начал фотографировать биатлон, так сам занимался этим видом спорта. Затем стало интересно делать фоторепортажи и с других арен, в том числе хоккейных. Но биатлон оставался в фокусе моего внимания.

Соревнования стреляющих лыжников проводятся примерно в те же сроки, что и хоккей, поэтому редко получалось фотографировать на матчах минского «Динамо» в КХЛ. В минувшем сезоне из-за ограничений, связанных с пандемией COVID-19, на этапы Кубка мира по биатлону практически не ездил, поэтому посетил почти все игры «зубров».

Приходя на матчи, понимал, какие кадры мне хотелось бы сделать. Тем более я был как свободных художник, у меня не было обязательного задания и четких рамок. В первом периоде я снимал внизу, хотел зафиксировать борьбу у бортиков. Вся сложность в том, что ты не всегда угадаешь, в какой угол площадки они приедут. Можно весь матч простоять, но желанный кадр так и не сделать. Поэтому надо соблюдать баланс: сделать и репортаж, сделать и потенциальный кадр для конкурса. Поэтому после первого периода менял точку съемки, чтобы в итоге сложилась полная картинка матча.

- В чем особенность работы на хоккее?

- Это игра на льду одной команды против другой, где есть клюшки и шайба. Всё это должно быть в кадре: минимум два игрока, борьба между ними и хоккейные атрибуты. Человек далекий от спорта должен сразу понять, что это хоккей.

- Ты снимал почти все самые популярные виды спорта. Что отметишь?

- Самый энергозатратный – биатлон. Там надо много ходить: стрельбище, трасса, трибуны. Но биатлон более-менее предсказуемый вид спорта: я прихожу на позицию, биатлонисты едут мимо меня, вижу, как они движутся, фиксирую момент. На хоккее много ходить не надо, можно занять позицию или возле льда, или наверху, и хоккеисты крутятся возле тебя. Но тут нет предсказуемости, не знаешь, что произойдет в следующий момент, всегда надо быть наготове. Чтобы было понятнее: за период у меня получается около тысячи кадров. В этом плане напряжения больше. И хоккейный матч длится дольше, чем биатлонная гонка.

За футбольный матч (а это 90 минут игрового времени, больше, чем в хоккее) у меня может быть тысяча кадров, там нет такого экшена и быстрого изменения событий, как в хоккее. Насыщенных моментов не так много.

- Что для тебя значит призовое место в конкурсе. Какие были условия?

- Конкурс проходил в четвертый раз. Участие принимали фотографы, аккредитованные КХЛ. В течение каждого месяца через личный кабинет на сайте участник мог отправить пять фотографий. По итогу месяца жюри отбирали пять лучших снимков, которые выходили в финал. В состав жюри входили профессиональные фотографы, представители Canon, комментаторы, спортсмены.

Итоговые места распределились очень плотно: первое место – 23 балла, второе – 22, третье – 21. Знаю, что в жюри были очень жаркие споры и дебаты.

- Как получилась эта фотография?

- Изначально хотел сделать такой кадр возле бортика, когда хоккеисты ведут борьбу. Во время матча снимаю с двух фотоаппаратов, и один из них как раз настроен для такого снимка. Этот кадр получился моментально, все получилось очень быстро, там даже чуть-чуть не хватает резкости. Но опять-таки, хоккеисты же не едут в то место, где стою я. Если я вижу момент, то мне надо еще под него подстроиться. И еще важный нюанс: хоккей снимаешь через стекло, надо стать под определенным углом, иначе появятся блики от бортика.

Получилось, что с начала сезона я хотел сделать примерно такой кадр, и только на последней игре всё сошлось.

- В этом кадре хоккеисты еще подняли клюшку, благодаря этому получилась линия, создающая перспективу.

- Да, всё сошлось. Это не постановочная съемка, где скажешь: «Ребята, катитесь на меня так-то и так-то». Такой момент в игре может произойти, а может и нет. И его надо еще снять. Мастерство репортажного фотографа в том, чтобы быстро сориентироваться и сделать. И следить за игрой. Одна пятерка нападающих входит в зону по левому флангу, другая – по правому. Видишь, что вышли эти форварды – перебежал на другую часть.

- Это был матч плей-офф «Динамо» - СКА. На трибунах было около 13 тысяч зрителей. Хоккеисты говорят, что играть при заполненных трибунах – особый уровень мотивации, другие эмоции. На фотографа это влияет?

- Конечно. Ты начинаешь чувствовать себя причастным к происходящему. Когда снимаешь при полупустых трибунах, нет такого энтузиазма и заряда бодрости. Понятно, что спустя рукава не работаешь, но при аншлаге больше хочется выложиться на максимум, а не сделать дежурные кадры.

- Есть самый памятный матч «Динамо», момент или хоккеист?

- Я откровенно скажу, что до этого сезона я не так пристально следил за хоккеем, не знал по именам всех игроков. Егор Шарангович приятно удивил и стал для меня открытием и как для фотографа, и как для болельщика.

- Что именно впечатлило?

- То, как он прорывался к воротам. Особенно, когда при игре в меньшинстве исполнял свои фирменные проходы, уходя от соперников, и забрасывал. Как фотографа меня интересуют кадры, где есть борьба, экшен. Егор все это показывал, а я запечатлевал.

Самый памятный матч – та самая игра с питерским СКА. Тогда был рекорд зрительской посещаемости за сезон, эмоциональная победа. И был шанс, что «Динамо» выйдет в следующий раунд плей-офф, такой настрой был и у игроков, и у болельщиков.

От себя хочу сказать фотографам, чтобы они участвовали в таких конкурсах. Многие забивают на это, говорят примерно так: «Да я все равно не выиграю». Так если у тебя нет такого желания и попытки, то не будет даже шанса. И конкурс способствует развитию. Приходя на матч, ты понимаешь, что тебе надо снять и репортаж, и сделать особенный кадр для конкурса. Плюс, просматривая другие конкурсные работы, отмечаешь фотографии коллег, думаешь, как был сделан кадр.

В этом сезоне для себя кое-что открыл. В хоккее давно снимают сверху, когда ставят камеру с пультом дистанционного управления Remote. Обычно камеру размещают или над воротами, или в самих воротах. Я увидел, что сейчас стали снимать сверху в любой точке хоккейной площадки. И отлично получается. Варясь в собственном соку, я бы мог и не подумать, что можно так сделать.


К списку новостей

Другие новости рубрики
Последние новости других рубрик
Регистрация

Динамо-Минск
У вас уже есть аккаунт? Войти
Авторизация
Восстановление пароля
Впервые на нашем сайте?Пройти регистрацию