Интервью 4 сентября 2018

Юнас Энрот, который открывает мир

Большое интервью нашего голкипера для бортового журнала Belavia — «On Air».

IMG_2278.jpg

Юнас Энрот – главная звезда для фанатов хоккейного клуба «Динамо-Минск». В прошлом сезоне этот вратарь выдавал фантастические матчи, и не зря тренеры сборной Швеции включили его в состав команды на Олимпиаду в Пхенчхане, а динамовские болельщики признали лучшим игроком сезона.

Летом Юнас подписал новый контракт с клубом и будет радовать белорусов своей игрой еще как минимум год. В преддверии старта чемпионата КХЛ мы поговорили с Энротом о том, как спорт меняет мышление, о местах в Беларуси, где стоит побывать иностранцу, и о том, за что стоит любить Лос-Анджелес.

О доме

Юнас, вы родились в Стокгольме. Как можно вкратце описать этот город?

- Первое, что приходит на ум – это город, вокруг которого много воды. Стокгольм омывается морем, и поблизости всегда найдется какой-нибудь пляж. Зимой в городе холодно, но не морозно. Большую часть времени идет мелкий дождь или снег. Вот, пожалуй, главное, что стоит сказать о моей родине.

Назовите парочку своих любимых мест.

- Теперь я не живу в Швеции все время – такова участь профессионального хоккеиста. У меня не так много возможностей наслаждаться родным городом, но, когда бываю дома, всегда стараюсь прогуляться по центру Стокгольма. Там расположен большой замок – Королевский дворец. Вне всяких сомнений, это место, которое я рекомендовал бы туристам. Да и вообще весь старый город уникален – много красивых зданий и маленьких улочек.

Для многих Стокгольм и Швеция в целом ассоциируются с очень комфортным уровнем жизни. Откуда такой стереотип и что помогает вашей стране держать марку?

- У меня нет точного ответа на этот вопрос, но, если подумать, из года в год у власти остаются люди, действительно ответственные за свою страну. Шведы все время были обязательными. Мы привыкли все делать на совесть. Возможно, это одна из причин. Но можно взглянуть глобальнее. На протяжении более чем двухсот лет войны обходили нас стороной. Благодаря этому Швеция всегда оставалась современной.

Какими соотечественниками шведы гордятся больше всего? Полагаю, номер один – Астрид Линдгрен…

- Безусловно. Когда был маленьким, отец читал мне ее произведения. Также в детстве я смотрел ее телевизионные шоу. Но, признаться, в зрелом возрасте не доводилось ничего перечитывать.

Также сложно переоценить популярность футболиста Златана Ибрагимовича. Не сильно отстает от него голкипер сборной Швеции по хоккею Хенрик Лундквист, который на протяжении почти пятнадцати лет является одним из лучших вратарей НХЛ. Еще у нас есть несколько известных музыкантов. Например, группа Swedish House Mafia.

Энрот 3.jpg

О мире

В 20 лет вы покинули Швецию и уехали играть в Америку. Сложное было время?

- Первый год – да. Я оказался единственным европейцем в команде. Ментальной разницы не ощущал, но сказывались языковой барьер и новое окружение. Впрочем, адаптировался достаточно быстро. И на второй год уже чувствовал себя уверенно. Всего провел там девять лет. Это было отличное время. Мне очень нравилось.

Помните свои первые впечатления от Штатов и от тамошней жизни?

- Все казалось очень современным, прогрессивным. Помню, что я получил чек в качестве зарплаты. И мне нужно было его обналичить в банке. В принципе, сейчас это обычная практика для Швеции или Беларуси, когда твои деньги привязаны к счету в банке. Но десять-двенадцать лет назад ситуация была несколько иной. В этом плане США обгоняли другие страны. Что касается культуры и людей, то Штаты и Швеция весьма похожи. Нет большой разницы. Есть некоторые мелкие различия, но не глобальные. В целом американцы и шведы хорошо понимают друг друга, потому что у них примерно одинаковые ценности в жизни. И те, и другие — не слишком импульсивные, без показухи. Им не так важно, что о них будут думать другие, поэтому они не стремятся одеться в «Луи Виттон», чтобы удивить всех вокруг.

Вы пожили во многих заокеанских городах: Портленд, Баффало, Даллас, Лос-Анджелес, Сан-Диего… Где было лучше всего?

- Все американские города показались мне классными, везде было чем наслаждаться. Например, в Лос-Анджелесе и Сан-Диего много моря — не составляет труда добраться до пляжа, при этом там не слишком жарко, потому что есть океан. Но я люблю также горы, поэтому с удовольствием ездил на Ниагарский водопад возле Баффало. Впечатляющее место. В то же время зимой в Баффало бывает очень суровая погода — помню парочку снежных штормов. Что касается Далласа, то он хорош своей ковбойской культурой — она чувствуется везде, даже в ментальности людей. Из-за этого техасцы немного «олдскульные». Помимо всего прочего, в Штатах можно выбраться в сельскую местность, которая также очень красивая и отличается своей аутентичностью. В общем, мне нравится Америка. Чего не могу сказать о канадском Торонто… Когда жил в Торонто, казалось, будто все куда-то несутся, спешат. Вокруг было много стресса. Не сравнить с тем же Лос-Анджелесом, где все очень расслаблены, никуда не торопятся, беззаботные, легкие на подъем. Хотя, наверное, это неудивительно, когда кругом много солнца, пляжи…

После девяти лет в Америке в вас осталось что-то от американской культуры?

- Да, немного. За это время приобщился к американской поп-музыке. И до сих пор по привычке продолжаю ее слушать.

WinterIceBreak 1.jpg

Давайте продолжим о тех странах, в которых вы бывали. Например, об азиатских. С минским «Динамо» вы летали в Шанхай, со сборной Швеции — на Олимпиаду в Пхенчхан. Что скажете о Китае и Корее?

- Совсем другой мир. Очень рад, что посчастливилось там побывать. Отличный опыт, отличные впечатления. Помню, что везде было о-очень много людей. С удовольствием вернусь в тот же Китай в грядущем сезоне. В прошлый раз было время погулять по Шанхаю, попробовать китайскую еду. В Пхенчхане я и вовсе провел пару недель. Однако Корея показалась мне не такой аутентичной. Это очень «американская» страна. Ощущение, что я длительное время находился в Штатах. Возможно, потому, что почти все время провели в олимпийской деревне, а кроме нее почти ничего не видели. Но, в любом случае, Корея по сравнению с Китаем более современная, чистая.

Минское «Динамо» много ездит по России. Там есть места, которые вам нравятся?

- Конечно. Всегда найдёшь что-то интересное в Москве. Это большой и увлекательный город, в котором постоянно открываешь что-то новое. Кругом уйма красивых сооружений, хороших ресторанов, огромных торговых центров. Я не очень люблю шоппинг, но не заметить этого невозможно. Хватает симпатичных парков, скверов. Ещё меня впечатлила Казань. Показалось, что она отличается от других российских городов. Наверное, это из-за культуры, ведь там живут татары и преобладает мусульманство. А еще там шикарная береговая линия на слиянии Казанки и Волги. Также могу выделить Сочи и Екате... Как это произносится?

Екатеринбург.

- Точно. Большой и красивый город. А что касается Сочи, то с ним связаны еще и особые хоккейные впечатления. Там я впервые оказался на Олимпийских играх в окружении лучших игроков НХЛ и завоевал серебряную медаль. Все это происходило в теплую солнечную погоду на берегу моря. Красота!

Вы не боитесь летать?

- Нет, с этим все нормально. Хотя, конечно, не очень люблю проводить много времени в самолетах, но такова часть нашей работы – приходится смириться. Тем более на матчи КХЛ мы летаем самолетами «Белавиа». Там отличный сервис. За весь год не было никаких нареканий. Более того, рейсы никогда не задерживались – мы всегда прилетали вовремя.

51.jpg

О Беларуси

Что вы думали в тот момент, когда получили предложение перебраться из-за океана в Минск?

- У меня почти не было знаний о вашей стране – никогда не доводилось приезжать сюда. Но я поспрашивал нескольких знакомых, которые играли здесь раньше. Все как один сказали: «Там здорово». Доверился им и теперь, спустя год, могу сказать, что парни не обманули. Я остался доволен первым сезоном и в бытовом плане, и в хоккейном. Получил огромное удовольствие и ни о чем не жалею.

Какими были ваши первые впечатления о Беларуси после нескольких недель, проведенных здесь?

- Очень хорошо помню первый день – он выдался непростым. Тогда шел сумасшедший ливень. Я подумал: «Должно быть, здесь дождливо, как в Великобритании. Почему мне об этом не сказали?» Но спустя неделю погода улучшилась. Стало тепло и солнечно. А потом пришла зима – тоже достаточно комфортная. Понял, что с погодой все нормально. Да и вообще Минск очень хороший город для жизни. Здесь все есть: много куда можно сходить, много где можно неплохо поужинать.

Какие достопримечательности успели посмотреть за первый год?

- Я был в нескольких музеях, в частности в музее Великой отечественной войны. Очень много гулял по историческому центру. Немного изучил систему метрополитена.

А как же Национальная библиотека?

- Точно, чуть не забыл. Да, я был там. Конечно, очень большое здание. Книги не брал – просто прогулялся вокруг и поднялся на смотровую площадку. Собственно, библиотеку и несколько музеев я и показывал своим родителям, когда они приезжали в Минск. А с моей девушкой – она еврейка – мы посетили мемориал «Яма», посвященный жертвам холокоста. Непростое зрелище. Там было убито очень много евреев. Полезно погрузиться в эту историю, узнать больше, выразить сочувствие этим людям.

Есть какие-то места, которые вы хотели бы посетить в Минске или за его пределами?

- Вот как раз таки за пределами Минска бывать не доводилось, поэтому хотел бы прокатиться по стране. Знаю, что Джек Скилли, который играл за «Динамо» в прошлом сезоне, посетил несколько замков неподалеку. Возможно, в нынешнем году и у меня получится. Это интересно. Однако не так легко выкроить время. Надо потратить два часа, чтобы добраться на автобусе туда, и два часа – обратно. В сумме уйдет целый день.

Какими вам кажутся белорусы?

- О, они замечательные. Очень дружелюбные. Всегда обсуждают что-то забавное… Но если называть главную черту, то остановлюсь, конечно, на дружелюбности. Само собой, мне попадались разные люди, но плохих было гораздо меньше.

Однако многие полагают, что мы не такие улыбчивые, как те же американцы.

- Ха! Ну, возможно, когда ты видишь людей на улице, погруженных в свои дела и заботы, то замечаешь, что они не улыбаются, не говорят всем подряд «Привет», как в Штатах. Просто они не привыкли здороваться с незнакомцами. Это не заложено в культуре страны. Тем не менее, это не делает их менее дружелюбными.

О спорте

Воспроизведёте свое самое раннее воспоминание о хоккее?

- Слабо, но помню, как я впервые оказался на арене, как делал первые шаги на льду. Помню также некоторых одноклубников, занимавшихся со мной в хоккейной школе в юном возрасте… Какого-то цельного воспоминания нет — отдельные моменты.

Что самое тяжелое в этом виде спорта для вас?

- Ха, могу ответить банально: ловить шайбу. Хотя, надеюсь, у меня это неплохо получается. А если серьезно, то непосредственно в игре всегда нелегко в тех ситуациях, когда команда остается в меньшинстве. Я не могу сказать, что это самое трудное в нашем виде спорта, но это интересно. Это вызов, с которым надо справиться. Кроме того, это важная составляющая хорошего командного результата. Что касается каких-то моральных или физических трудностей, то я не склонен такому поддаваться.

Неужели не было ситуаций, когда хотелось все бросить?

- К счастью, пока нет.

Каково ваше отношение к соперникам и в спорте и в жизни?

- Знаете, как в жизни, так и в хоккее я стараюсь концентрироваться на себе, на своей игре. Думаю о том, что нужно сделать в конкретном случае, чтобы сработать как можно лучше. Да, порой обращаю внимание, как любит играть тот или иной хоккеист из стана противников, куда он бросает, но в первую очередь забочусь о собственных действиях.

Успеваете о чем-то подумать в доли секунды, когда в ваши ворота летит шайба?

- Иногда такое случается. Это какие-то мгновенные мысли — они могут быть абсолютно разными. Но в основном в нашем деле очень важно во время матчей держать голову чистой от лишних размышлений. Как только начинаешь много думать о чем-то — сразу появляются проблемы. Я стараюсь справляться с этим и на шестьдесят минут полностью переключаться на хоккей. Это важная часть подготовки к игре.

И еще всегда было интересно узнать: как морально справляетесь с пропущенными шайбами?

- У меня уже выработана своя методика. Я не раскисаю, не поддаюсь эмоциям. В первую очередь поднимаю голову на табло, смотрю повтор взятия ворот, оцениваю, что же произошло. Затем стараюсь сделать правильный вывод и сфокусироваться на следующем вбрасывании. Как только матч возобновляется, выкидываю пропущенную шайбу из головы, чтобы не зацикливаться на ней. Только так можно двигаться дальше, несмотря на неудачу.

Как считаете, способен ли большой спорт поменять образ мыслей человека, качества его характера? И если да, то каким образом?

- Конечно. Я тот, кто я есть, во многом благодаря профессиональному спорту. Из года в год приобретаю опыт, который формирует мою личность. Этому способствуют и победы, и поражения, и различные вызовы, и люди, которые тебя окружают.

Какое достижение в жизни для вас главное на сегодняшний день?

- Я сыграл на двух Олимпиадах и на нескольких чемпионатах мира, на одном из которых завоевал золото. Такой бэкграунд дорогого стоит. Но, пожалуй, главное — я пробился в НХЛ. С детства это было заветной мечтой, и в итоге мне удалось провести в сильнейшей лиге мира семь лет. Кто знает, возможно, еще вернусь? Любой хоккеист туда стремиться — я не исключение.

Журнал.jpg

В этой статье Юнас ЭнротЮнас Энрот
К списку новостей

Другие новости рубрики
Последние новости других рубрик
Регистрация

Динамо-Минск
У вас уже есть аккаунт? Войти
Авторизация
Восстановление пароля
Впервые на нашем сайте?Пройти регистрацию