Интервью 31 августа 2016

Александр Матерухин: собираюсь играть до 40 лет

Перезагрузка – подходящее определение для того, что происходит в «Динамо-Минск» этим летом. Обновлен тренерский штаб, состав, игра команды в целом. Многие опытные игроки клуб покинули, и самым возрастным хоккеистом в составе «Динамо» -2016/17 стал Александр Матерухин. Говорим с ним о межсезонье, украинском хоккее и о том, почему перестали зажигаться звезды. 

12. Хоккей. Динамо-Автомобилист-33-250915.jpg

Оцени прошлый сезон в своем исполнении.

- Всегда хочется лучшего. Понятно, что были хорошие матчи, как лично для меня, так и для всей команды. Были и неудачи, и спады. Наверное, каждый игрок в любой ситуации скажет, что можно было бы и лучше сыграть.

В КХЛ для меня только самый первый сезон в «Динамо-Минск» был по-настоящему удачным. После того, как меня подняли из гродненского «Немана», я играл по 20 минут, многое получалось. Особенно после Нового года, когда нас – Калюжного, Стася и меня – объединили в одну тройку. Грубо говоря, за два месяца я забросил 14 шайб.

Следующие два сезона получились не столь яркими. Но не все зависело от меня. У каждого тренера своя манера, своя тактика. Игрокам нужно подстраиваться под любого наставника, нравится то, что он говорит или нет. Кто-то видел меня в более атакующей роли, кто-то – в сдерживающих звеньях. Я готов выполнять любые задачи, это моя профессия.

Ты не грубый игрок, но в прошлом сезоне нередко оказывался на скамейке штрафников. Был даже дисциплинарный штраф.

- Так как у нас судят… Смотрел как-то матч, в котором удалили Евгения Артюхина. По-моему, он сыграл по правилам. Просто он высокий, и соперник, который заметно ниже, ударился о его руку. Вот и все. Но у нас привыкли свистеть, едва кто-то упадет на лед. А потом наши команды едут играть с канадцами, нас лупасят, и мы не знаем, как ответить.

Я не грубый, просто могу жестко сыграть. Я раз десять пересматривал момент, в котором заработал те 20 минут, и уверен, что правила не нарушал.


С приходом нового тренерского штаба много поменялось в игре команды?

- Мне любой хоккей комфортен, любая тактика. Надо играть быстро – могу быстро. Надо технично – могу и так. Я перестраиваюсь легко. Вообще, хоккеист должен выполнять те задачи, которые ставит тренер. Если все начнут играть так, как им персонально нравится, на льду начнется цирк. В прошлом году мы действовали в пас, раскатывались, сейчас тактика стала более атакующей. Это не проблема.

В межсезонье «Динамо-Минск» запомнилось разнообразными тренировками. Вам даже пришлось заниматься боксом, а также тяжело работать в зале под руководством импозантным тренером по физподготовке Кристианом Скарфагеном. Как прошло это лето для тебя?

- В этом году предсезонка была более интенсивной, чем обычно. Но у каждого тренера тут свой подход. Я прошел много предсезонных сборов, бывали у меня предсезонки и тяжелее. Вспомнить, как с нами работал Захаров: мы и бегали, и прыгали, и приседали по три тренировки в день. Любомир Покович делал акцент на свежести, сейчас нас нагрузили, чтобы мы были в лучшей форме. Но при Любомире и хоккей был другой, менее агрессивный и атакующий. Этим летом мы поработали хорошо. Даже в последнюю неделю, когда нас было по семь человек на льду, нагрузки возросли. Плюс нам добавили велосипеды, штангу. Фактически, получилась вторая предсезонка. Зато в сезоне будет легче.

В межсезонке ты наигрывался с Дроздом и Улльстремом (против «Югры»), Павловичем и Эллисоном (против балашихинского «Динамо»), Кулаковым и Карабанем (против «Ак Барса»), Кулаковым и Ковыршиным (против «Локомотива»). Во-первых, летом сыграл немного – не тревожит ли такая ситуация? Во-вторых, тренеры так и не нашли тебе постоянных партнеров?

- Проблемы никакой не вижу. Сезон длинный, еще наверстаю. Тренерский штаб, полагаю, во многом скорректировал подготовку с учетом предстоящей Олимпийской квалификации, шел поиск оптимальных сочетаний, которые могли бы «выстрелить» в составе сборной Беларуси. Изменится ли что-то после олимпийского отбора, посмотрим. В любом случае, обижаться, переживать не собираюсь – мне не 20 лет. Я в себе уверен, знаю, что могу играть. Если мне дадут шанс – постараюсь им воспользоваться.

37. Хоккей. Динамо-Сибиоь-57-021215.jpg

У действующего хоккеиста не принято спрашивать об окончании карьеры, но появилось сразу два повода задать тебе такой вопрос. Во-первых, на детский турнир БФСО «Динамо» херсонский «Днепр» привез Олег Тимченко, уже в качестве тренера. В Херсоне, к слову, тренирует и Дмитрий Якушин. Во-вторых, Сергей Варламов недавно был назначен исполнительным директором Украинской хоккейной лиги.  А чем ты собираешься заниматься, когда повесишь коньки на гвоздь?

- Честно говоря, трудно об этом говорить сейчас, когда я еще «в строю». Но, естественно, как и каждый игрок, я задумывался о том, чем займусь, когда завершу игроцкую карьеру. Мое желание – остаться в хоккее. А в каком качестве – не столь важно. Но пока об этом думать рано.

И Тимченко, и Якушин, и Варламов – игроки твоего, можно сказать, «золотого» поколения украинского хоккея, которое сейчас постепенно сходит с ледовой «сцены». С каким чувством наблюдаешь за этим процессом?

- Соглашусь с тем, что наше поколение можно назвать «золотым»: все игроки, которых ты перечислил, и еще многие другие – очень высокого уровня. А то, что мы не добились больших результатов, связано в первую очередь с тем, что руководили украинским хоккеем люди, не заинтересованные в его развитии. Молодежи, которая бы  могла нас заменить, своевременно не нашлось.

Но сейчас ситуация потихоньку выправляется, хотя и с финансами есть проблемы. Все равно восемь команд играют, есть и легионеры из России и Беларуси. Получилась достаточно хорошая лига для молодых игроков, где можно расти и прогрессировать. Хороший пример – Роман Благой. Его заметили в украинском чемпионате, пригласили в «Сарыарку», а сейчас он в новокузнецком «Металлурге». Возможно, те люди, которые сейчас пришли, те же Тимченко, Якушин, Варламов исправят ситуацию. С Тимченко я общался, он говорит, что в Херсоне интерес к хоккею велик.

А что я чувствую, наблюдая за тем, как игроки моего поколения уходят из спорта? Да ничего особенного! Я, значит, сильнее их, лучше физически готов. Я, во всяком случае, собираюсь играть до 40 лет.


Судя по твоим словам, ты активно следишь за тем, что происходит в украинском хоккее?

- Не скажу, что отслеживаю, кто сколько очков набрал в каждом матче, но в целом в курсе того, что там происходит. Тем более, у меня в этой сфере много знакомых, с которыми постоянно общаюсь. К сожалению, в олимпийском отборе сборная Украины уступила японцам. А вот в группу А первого дивизиона чемпионата мира выйти удалось. Молодцы!

Честно говоря, пока место Украины как раз в первом дивизионе. Чтобы это изменить и вернуться в элиту, надо проделать много работы, на которую понадобится не год и не два. Если тот же Олег Тимченко продолжит развивать хоккей в Херсоне, лет через пять у него появятся воспитанники, которые смогут это сделать. И таких тренеров на Украине хватает – Климентьев, Шахрайчук, Полковников. Все они накопили солидный хоккейный опыт, который сейчас передают будущим поколениям.

Но есть и другие примеры. Сейчас на турнир в Минск подольский «Витязь» привез Женя Пастух, который еще недавно трудился в Донецке. Понятно, что для его развития, как специалиста, это хорошо, но Украина тренера потеряла.

Украинская тема тебе, очевидно, не безразлична. Поэтому напрашивается вопрос: насколько болезненным было решение отказаться от выступления за сборную Украины?

- Честно говоря, мне и раньше неоднократно предлагали сменить гражданство, но я всегда надеялся, что на Украине все изменится, и в политике, и в хоккее. Но ты сам знаешь, что там творится: Луганск, Донецк… Если бы не это, там бы все развивалось быстрыми темпами, давно была бы уже построена новая арена «Донбасса»…

У меня жена из Могилева, я в Беларуси играю уже много-много лет, поэтому и принял решение о смене гражданства, хотя далось оно мне нелегко. В душе я все равно киевлянин, украинец, но Беларусь – мой второй родной дом, и я не воспринимаю эту страну, как чужую для меня.


Твой сын тоже занимается хоккеем. Причем, в нашей школе – СДЮШОР БФСО «Динамо». Как его успехи?

- В таком возрасте, а Матвею 10 лет, рано еще что-то говорить. Кто-то выделяется катанием, кто-то физической подготовкой, кто-то техникой. Но буквально за полгода все может поменяться. Тот, кто сейчас заметен, может уйти в тень, немедленно появятся новые лидеры. Так что главное – чтобы моему сыну нравилось заниматься хоккеем. Для себя я решил, что я не тренер, я – папа. У него и без меня есть тренер, который его держит в ежовых рукавицах. Тем более, в этом году у него начался спорткласс: после тренировки будет учеба, потом снова тренировка. Будет тяжело, и моя задача – его поддерживать, а не ругать.

Пока могу сказать, что он старается, молодец. Время еще есть. До 14-16 лет точно. А кто-то может и только в 20 раскрыться. Главное, чтобы было желание.

На какой позиции он играет?

- Нападающий. Выходит то справа, то слева, то в центре. Как и я. Только в центре я в жизни не играл.

А по манере действий Александра и Матвея можно сравнить?

- Что-то общее есть. Какие-то моменты я заложил, но раскрывать секреты не буду:)


Много говорится о проблемах нашего хоккея с подготовкой резерва. В принципе, похожая ситуация и в Украине. У тебя есть мнение, почему яркие игроки перестали появляться?

- Да их и раньше-то не появлялось. Сколько я здесь играю? Как приехал в Беларусь в 2005-ом, здесь были Костицыны и Грабовский. С тех пор никто сравнимого уровня не вырос. Почему – не знаю. Хоккей вроде бы развивается, катков много, все условия созданы. Возможно, кто-то перспективный уезжает в Россию в раннем возрасте, меняет гражданство. Мне известно несколько таких случаев.

Чемпионат ослаб, особенно в последние лет пять-шесть. Читал интервью Михаила Захарова, в котором он сказал, что нынешняя чемпионская «Юность» несколько лет назад заняла бы только место пятое. В принципе, я с ним согласен. Уровень был на порядок выше, и то новых звезд не зажигалось.

Вижу, что многие тренеры, которые работают в детско-юношеских школах, закончили хоккейные карьеры в 18-20 лет. Что они могут дать детям? Понятно, что со временем они освоят тренерское мастерство, но детей надо учить – а не учиться на них. Привлекать в школы нужно бывших игроков, обладающих большим хоккейным багажом. Ведь даже я до сих пор много нового узнаю, с чем в детстве не сталкивался, от тех же наставников динамовской школы Андрея Заливако, Павла Титка, Андрея Ращинского. Так им-то – уже за 40 лет! Они накопили огромный опыт.

Понятно, что возиться с малышами за полтора-два миллиона никто не хочет, поэтому приходят в основном те, кто согласен и на такие условия.

Если Матвей станет профессиональным хоккеистом, под флагом какой страны он будет играть?

- Это будет его решение. Но он – белорус, так что, наверное, за Беларусь. Так далеко я, вообще-то, не загадывал. Пусть сначала хоккеистом станет.
В этой статье Александр МатерухинАлександр Матерухин
К списку новостей

Другие новости рубрики
Последние новости других рубрик
Регистрация

Динамо-Минск
У вас уже есть аккаунт? Войти
Авторизация
Восстановление пароля
Впервые на нашем сайте?Пройти регистрацию