On Road 29 сентября 2019

«Динамо» сыграло в Нижнекамске: все помнят Грабовского и Китарова, команда снова не остаётся без поддержки фанов, а на арене стоит трон Дейенерис Клюшкорождённой

Большой и красочный репортаж с матча «Динамо» в Нижнекамске, где «зубры» забросили 4 шайбы.

Самолёт «Белавиа» с хоккеистами «Динамо» заходит на посадку в Нижнекамске. Кто-то, как Кирилл Готовец, читает книгу, кто-то предпочитает сериалы или просто слушать музыку. Самые неопытные с интересом смотрят в иллюминатор.

– Смотри сколько огней на берегу реки! Это город?

– Нет, это завод. Просто он размером с город.

Огней на берегу Камы не просто много, а очень много. Перепутать немудрено.

В три ночи хоккеисты приезжают в город, чтобы заселиться в отель под названием «Дом иностранных специалистов». Когда команда выгрузилась из автобуса, почти все двинулись ко входу в отель. Все, кроме Михаила Грабовского, который вернулся в юность – только не минскую, а нижнекамскую. Он стоял и с улыбкой на лице рассматривал окружающий его город.

– Нижнекамск вызывает ностальгические и очень тёплые чувства, – рассказывает Михаил. – Все моменты, все воспоминания нахлынули. Здесь начал свою карьеру как профессиональный хоккеист. Такие моменты не забываются.

Отель, в который заселилась команда, в какой-то степени легендарен и эпичен. Франсис Паре в видео с ассоциациями и вовсе называл его худшим отелем в мире. Но Михаил Грабовский не так категоричен.

– Для меня это знаковое место. Первый раз я там оказался, когда познакомился с агентом. Он меня пригласил туда, дал наставления, контракт подписали. После этого с ним начали работать. Такие у меня воспоминания об отеле. А мебель вся эта, которая ещё, наверное, советская, двери, кровати, которые до сих пор остались там, у меня вызывают просто ностальгию. Очень хорошие чувства. Плюс питание там до сих пор шикарное. Мне просто приятно вернуться.

Нижнекамск – город молодой. Многоэтажки, хрущёвки, словом, вполне привычный нашему взору постсоветский город – эдакий Солигорск, в котором самому старому зданию 60 лет. В 2016 году Нижнекамск отпраздновал своё 50-летие. Город строился с нуля, что дало возможность опробовать самые современные на тот момент методы проектирования города. В отличие от большинства промышленных городов, Нижнекамск не так сильно страдает от своих заводов – все они, ярко подсвеченные, находятся в нескольких километрах от жилых кварталов.

В городе, которому чуть больше полувека, исторических достопримечательностей нет. Зато очень красиво на берегу Камы – и местные жители рекомендуют отправляться туда. Сама же городская застройка мало чем отличается от привычной нам.

Что здесь производят? Список очень обширный: синтетический каучук, искусственные волокна, автомобильные шины, словом, всё, что только способна производить нефтехимическая промышленость. Слово «нефтехимик» здесь означает не только хоккеиста или футболиста, но и вполне гордую рабочую профессию. С футболом здесь так себе: команда хоть и играет в ФНЛ (вторая по силе лига), но интересом болельщиков не пользуется. Местные жители вспоминают, как клуб пытался привлекать народ на трибуны, делая свободный вход и привозя бесплатную солдатскую кашу. Люди приходили на стадион, ели кашу и уходили. Словом, футбол здесь никому не интересен. То ли дело хоккей!

Хоккейный клуб «Нефтехимик» всего на два года младше города. Играет он на построенной в 2005 году арене – в наши дни она кажется уже немного устаревшей, но всё ещё неплоха. У Михаила Грабовского новая арена эмоций не вызывает – он на ней не играл за «Нефтехимик». То ли дело старая!

– Там было очень холодно, казалось, что если не будешь двигаться и бежать, то просто замёрзнешь. Но болельщики! Для меня одни из самых лучших болельщиков, за кого бы я ни играл.

На эту арену Михаил возвращался и как игрок московского «Динамо».

Болельщики «Нефтехимика» прекрасно помнят Грабовского – теперь уже не Мишу, а Михаила Юрьевича. Вот, например, Фарит: он живёт в Нижнекамске с самого основания города, с тех же лет болеет за «Нефтехимик» и даже видел, как его любимая команда играла в хоккей под открытым небом.

– Мишку хорошо помню, – рассказывает мужчина. – Он был лидером! Сейчас таких игроков у нас нет. Отлично играл, эти прорывы его всех с толку сбивали. Иногда интересовался потом, как он в НХЛ. Сегодня узнал, что Михаил тренирует «Динамо». Игрок был умный, значит, и тренером будет таким. Опыта наберётся и будет хорош, уверен. Внук мой следит за хоккеем. Говорит: «Динамо» приехало в гостиницу, а один пошёл по городу гулять чуть ли не со слезами на глазах. Мы Михаила помним, так и передайте.

Ещё одна компания болельщиков со стажем тоже без труда вспоминает Михаила Грабовского.

– Он сразу заявил о себе хорошей игрой. Очень понравился, его все должны помнить. Не сачковал на льду, всегда работал. Хороший парень, таких игроков я уважаю.

Впрочем, на новой арене «Нефтехимика» Михаил Грабовский однажды сыграл. Это было в сезоне 2012/13, когда во время локаута в НХЛ он отправился играть в ЦСКА. «Нефтехим Арена» словно зажата между жилыми домами – если бы это был открытый стадион, с верхних этажей соседних домов можно было бы следить за матчами.

Фан-шоп находится прямо в арене. Здесь можно купить клубный мерч практически на любой вкус – от ручек и значков до шарфов и джерси. Правда, не хватает шайб с эмблемой «Нефтехимика». Продавцы говорят, что они закончились и уверяют: во время матча можно будет купить прямо на арене.

Идём на арену. Что там сразу привлекает внимание, так это трон, созданный не иначе как для Дейенерис Клюшкорождённой, Кхалиси Ледяного Поля и Матери Бортов. «Железный трон» пользуется популярностью – отличная получилась фотозона, чего уж тут говорить.

Внутри самой арены ощутимо пахнет бензином. Этот запах настолько сильный, что я не выдерживаю и спрашиваю у местного болельщика, не чувствует ли он его. Не чувствует. Привык, видимо.

Судя по всему, виновники – две машинки для заливки льда, которые активно дымят в каждом из перерывов. Настолько активно, что дым из выхлопной трубы заметен. Вот уж воистину промышленный город, даже на арене дымят!

Арена вмещает 6 тысяч, но, в среднем, заполняется наполовину. Повышенный интерес вызывают матчи против армейцев и, конечно же, «Ак Барса». С казанской командой здесь ожесточённое дерби. На эти матчи приезжают по 300-400 фанов «Ак Барса», которые порой даже устраивают прямо на арене небольшие стычки – из-за разногласий с местными болельщиками во взглядах на хоккей.

Минское «Динамо» к принципиальным соперникам не относится – на матч приходят 3206 болельщиков. К минчанам здесь вообще относятся хорошо. Болельщики «Нефтехимика» сразу же вспоминают игравших здесь белорусов: Андрея Степанова и Александра Китарова. Особенно запомнился им последним.

– Китаров у нас играл, они с Порядиным были в одном звене. Со «Спартаком» играли: Порядин два гола с передач Китарова забил – и Китаров два гола с передач Порядина. Выиграли тогда 5:3. Александр Китаров хорошо играл, у нас был твёрдым игроком второго звена.

Александр Китаров улыбается, услышав про ту игру.

– Помню, хороший получился матч. В одном звене с Павлом Порядиным и Павлом Куликовым играли. Вместе набирали очки. Они помогали мне, я – им, здорово выходило. С ребятами до сих пор общаемся, связь поддерживаем.

Выходят хоккеисты «Нефтехимика» на лёд через огромную пасть волка – в самом деле, зря что ли их волками называют? Огромный Фенрир выпускает всех игроков на лёд и быстренько уносится за пределы площадки.

Отзвучали гимны, начался матч и Дрю Шор быстро забрасывает первую шайбу матча, который, как выяснится позже, окажется тем ещё триллером. В абсолютной тишине «Нефтехим Арены» внезапно раздаётся:

– «Динамо»! «Динамо»! Самый сильный бело-синий!

Нет, это точно не может быть слуховой галлюцинацией. Скамейка «Динамо» тоже ничего не скандирует. Иду на звук – и нахожу там наших болельщиков. Невероятно! Четвёртый выездной матч подряд «зубры» не остаются без поддержки. Для Олега, Татьяны, Юлии и Анастасии это уже далеко не первый и даже не десятый выезд за «Динамо».

– Нижнекамск – новая точка на карте для нас. Было свободное время и возможность, так и решили приехать. Нижнекамск довольно комфортный для жизни город, я думаю. Достопримечательностей особо нет, но мы за ними завтра поедем в Казань. Арена довольно типичная, старенькая, но уютная. Болеют хорошо, народу много пришло. Мы даже удивились немного, ожидали поменьше. Дружелюбно относятся, к нам подходят фотографироваться как к обезьянкам, – смеётся болельщица.

– Сколько выездных матчей? Очень много, даже не знаем. В районе тридцати, если не больше, точно не считали. Стараемся ездить по возможности даже туда, где уже были. В Москву больше десяти раз катались. В Астане, Праге, Хельсинки, Риге, Загребе, Донецке были. В общем, широкая география выездов.

Нижнекамские болельщики действительно с уважением отнеслись к минчанам. «Сижу рядом с ними, болеют здорово!» – писал в паблике «Динамо» один из болельщиков «Нефтехимика».

Фан-сектор «Нефтехимика» находится на противоположной стороне. В основном, там молодые парни и девушки, которые вполне дружелюбно относятся к футболке с буквой Д и агрессии не проявляют (а уж как пугали-то Нижнекамском!). Кричалки у них вполне типичные – про Нижнекамск и «Нефтехимик», но одна здорово выделяется.

Арбитр удаляет одного из «волков», диджей включает песню «Фантазёр» – и фан-сектор, а затем и вся арена скандируют в адрес судьи:

– Фантазёр! Фантазёр! Фантазёр!

А игра вышла очень нервная. «Динамо» быстро повело в счёте, но два удаления превратили 1:0 в 1:2. Третье меньшинство грозило ещё большей опасностью, благо «зубры» отбились. И сразу же после этого ворвались в чужую зону. Граньяни просит пас, замахивается – и ты уже понимаешь, что это гол. Это должен быть гол. Марк-Андре не промахивается из таких позиций! И он действительно не промахивается.

2:2, резкая вспышка эмоций, ты подскакиваешь и что-то кричишь. Команда радостно стучит клюшками и отбивает кулаком Граньяни – он красавчик.

«Нефтехимик» снова выходит вперёд – и на долю секунды ты опускаешь руки. Да что ж такое! Потом доносится мощный вопль Крэйга, который особенно сильно негодует. А, точно! Опускать руки ни в коем случае нельзя.

И «Динамо» снова сравнивает. Вновь это ощущение: словно погрузившаяся в вакуум арена – ведь в вакууме нет звука, вы же знаете. Совершенно беззвучно болельщики «волков» наблюдают за «зубрами», празднующими шайбу Мартынова. Это первый гол молодого нападающего в КХЛ – и какой же он крутой! И гол, и Мартынов.

«Нефтехимик» снова выйдет вперёд, на перерыв команды уйдут со счётом 4:3, а весь третий период придётся грызть ногти, краги, клюшки, хвататься за голову или раздражённо бить по стеклу – словом, чем-то занимать себя, потому что эти двадцать минут окажутся ну очень нервными.

Порой команда чересчур увлекалась атакой. Выход два в ноль стал чуть ли не венцом спасений Энрота в этом матче. Подумаешь, какие-то два в ноль – он бы и выход пять в ноль наверняка нейтрализовал с титаническим спокойствием. Другое дело – наша атака, в которой шайба то шла не туда, то в соперника, то во вратаря.

Энрота уже нет в воротах, шайба дважды отправлялась в сторону пустых ворот – и оба раза мимо. Остаётся всего 15 секунд до сирены. Андрей Костицын точно бросает по воротам – в такой ситуации «Минск-Арена» утонула бы в бешеном восторге. Наши болельщики по ту сторону телевизоров, ноутбуков, компьютеров, смартфонов прыгают в восторге и наверняка что-то кричат про Андрея.

Третий раз в сезоне «Динамо» забрасывает важнейшую шайбу на последней минуте. Два раза из трёх это делал Андрей Костицын. Стальной характер, нереальная выдержка и фантастическая самоотдача – если бы попросили сократить до двух слов, я бы просто написал «команда Вудкрофта».

«Динамо» хоть и уступит по буллитам, но с выезда привезёт 3 очка из 6 возможных. Следующий матч уже на «Минск-Арене» – в нашей яркой и невероятной даже для КХЛ атмосфере. Игорь Мартынов очень просил прийти и устроить для «Сочи» ад.

Вы справитесь, это точно.

Фото: пресс-служба «Нефтехимика», пресс-служба «Динамо».

К списку новостей

Другие новости рубрики
Последние новости других рубрик
Регистрация

Динамо-Минск
У вас уже есть аккаунт? Войти
Авторизация
Восстановление пароля
Впервые на нашем сайте?Пройти регистрацию