Школа 26 сентября 2017

Дмитрий Басков: сейчас мы работаем над конкурентной моделью развития детского хоккея

Директор СДЮШОР БФСО «Динамо» и заместитель председателя ФХБ рассказал о перспективах развития детского хоккея…

Сейчас нередко вспоминают о том, что молодые и талантливые ребята то и дело уезжают из страны и меняют спортивное гражданство. Почему это происходит? И что можно сделать для того, чтобы если не искоренить, то минимизировать это явление?

- Заставить ребят остаться, прибегая к каким-либо административным ресурсам и искусственным ограничениям нельзя. Крепостное право как-никак отменили еще в 1861 году. Нужно понимать, что отток ребят может иметь разную природу: кто-то меняет место жительства по причине переезда родителей, что связано с их профессиональной деятельностью, кто-то хоть и был рожден в Беларуси, но всю жизнь провел в другой стране, обучился там хоккейному мастерству и предпочел отдать дань уважения государству, вырастившему из него спортсмена, другие заинтересованы в потенциальных материальных благах  и возможности выступления на престижных турнирах. Я всегда стараюсь придерживаться мнения о том, что начинать нужно с себя. И вопрос — «что сделано не так и почему от нас уезжают?» — задавать себе. Значит, нужно создавать такие условия и модель развития, которая была бы привлекательной для ребят и исключала саму возможность возникновения мыслей о переезде. Поверьте, решение о смене гражданства никогда не дается легко – в любом случае, это отказ от какой-то части своей жизни. Воспитание патриотизма должно закладываться в школах еще на начальном этапе. Взять даже такую, казалось бы, банальную для спортивных соревнований вещь, как исполнение национального гимна перед играми Республиканских соревнований и Открытого первенства страны. Но соответствующее правило было внесено в регламент детских турниров только в этом сезоне. При этом мы отдаем себе отчет в том, что на «голом» патриотизме далеко не уехать. Поэтому в настоящее время мы работаем над разработкой и внедрением конкурентной модели развития детского хоккея — понятной, ясной и перспективной для каждого юного хоккеиста. Отчасти эта модель реализована командами группы «А» Республиканских соревнований — конкурентная среда внутреннего чемпионата в сочетании с участием в престижных международных турнирах на данном этапе позволяет говорить о достаточности условий для успешного перехода из детского в юношеский и молодежный хоккей, в том числе, на уровне сборных команд.

Не стану отрицать того факта, что в ряде зарубежных лиг, куда уезжают наши ребята, они действительно способны повысить свой профессиональный уровень. И федерация старается всячески этому способствовать: хоккеисты юношеских сборных принимают участие, в т.ч., в североамериканских турнирах, где их могут заметить и пригласить для обучения. И замечу, смены гражданства при этом никто не требует. Но сперва нужно вырасти здесь, перейти из категории «учащегося» в категорию «спортсмен».

Интерес к занятиям хоккеем не угасает. Если отбросить проблемы демографического характера, когда в регионах, как бы странно это не звучало, рождается недостаточное для полноценного набора количество мальчиков, можно говорить о постепенном увеличении набора ребят в школы. Но насколько выбор в пользу хоккея зависит от самих детей?

- Даже по сравнению с прошлым годом динамика положительная: 5,4 против 6 тысяч человек. Достаточно сложно говорить об осознанности выбора в таком юном возрасте – 6-7 лет. Работая в детской школе уже пятый год, я вижу, что родители — это огромный пучок энергетических сил, который очень важно направить в правильное русло. Стоит помнить, что родители могут, как помочь, так и навредить. Есть фанатичные родители, которые не заботятся о здоровье своих детей, отправляют их на три-четыре тренировки в день, считая, что это неизбежно гарантирует их детям успешное профессиональное будущее. Но есть родители, которые  используют рациональность в физических нагрузках и помнят о здоровье своих мальчишек. Хотелось бы понимания и помощи от родителей. Особенно понимания того, что не стоит пытаться менять систему в угоду личным интересам. Например, сейчас у нас происходит ситуация, когда родители очень активно просят заявлять старших детей за младших. Спрашивая, какую цель они преследуют, слышу идентичные ответы: сохранить детей в хоккее и не потерять игровую практику. В свою очередь,  мы предлагаем им оставить детей тренироваться в своих школах и, при этом, «заявляться» в объединенные команды — по областям — или, например, разрешить детям играть в группе «B», объединяя там команды старших и младших возрастов. Но, к сожалению, родители хотят, чтобы дети играли в группе «А», где присутствует спортивный принцип. При этом по всем хоккейным нормам соревноваться ребята могут только одного возраста: выступая на юношеских и молодёжных чемпионатах мира, никто не получает «скидку» на возраст, даже если два парня будут рождены с разницей в 2 минуты — к примеру, один из них будет рожден 31 декабря 1999 года в 23:59, а второй — 1 января 2000-го в 00:01. Шанс сыграть на юниорском чемпионате мира получит только мальчишка из поколения «нулевых». В профессиональном спорте поблажек не бывает.

Как раз недавно стартовали Республиканские соревнования и Первенство Беларуси по хоккею с шайбой среди ребят 2000-2008 гг.р. Уже сейчас мы можем говорить о том, что они определенно поставят рекорды — как минимум, по количеству и географии участников.

- Да, этот факт не может не радовать, и именно это и иллюстрирует сам процесс развития в детском хоккее. В этом сезоне участие в детско-юношеских соревнованиях примут 133 команды в 8 возрастных группах — рекорд за всю историю ФХБ. Общее количество участников из 3 стран (Беларуси, Украины, Литвы) составит порядка 3500 человек. Ведь сравнительно недавно в стране было всего 3-4 школы, и конкуренция за попадание в состав сборных команд юниорского и молодежного уровня была не так высока. В свое время я ездил на Чемпионат Европы в составе юниорской (до 18 лет) сборной Беларуси — тогда вся команда состояла из воспитанников «Юности». Это не говорит о безусловной силе этой школы — самих по себе вариантов селекции было немного. Назвать детский чемпионат тех лет конкурентным можно лишь с большой натяжкой. Хорошим подспорьем была возможность участия в российских соревнованиях, чем мы и пользовались.

Сегодня возросшее количество позволяет нам проводить свой полноценный чемпионат. И сегодня же очень видна разница ребят по возрастам. Если среди хоккеистов 2003 г.р. конкуренция в борьбе за медали не так уж высока, то среди ребят 2005-2006 соперничество обостряется. И сегодня предугадать имя чемпиона практически невозможно — на звание лучших стабильно претендуют 7-8 команд. Это говорит о том, что по прошествии нескольких лет попасть в юниорские сборные будет ещё сложнее.

Что же касается участия в нашем чемпионате команд из Украины и Литвы, это лишь подчеркивает, что белорусские ребята на сегодня объективно сильнее, и представители соседних стран стремятся попасть в белорусские соревнования для повышения собственного уровня. При этом достаточно наивно было бы умалчивать о том, что мы пока проигрываем соседней России по общему уровню детского чемпионата. Но как показывает опыт участия наших команд — «Динамо»,  «Юности» и ряда других — в международных турнирах, в т.ч. с участием российских сверстников, бороться с ними можно. При этом я уже не раз говорил о том, что ввиду большого человеческого ресурса и иногда несвоевременной  погони за результатом, подготовка ребят зачастую форсируется и учащиеся, считавшиеся когда-то перспективными, по ряду медицинских показателей просто не доигрывают до уровня профессионального хоккея.

Начиная с этого сезона, к участию в детско-юношеских соревнованиях допускаются команды хоккейных школ негосударственной формы собственности. Но могут ли они на равных конкурировать с государственными учреждениями подготовки хоккеистов? И насколько разнятся их учебные планы с «ГОСТом»?

- В этом году мы действительно пошли на своеобразный эксперимент. Но если у частной школы есть возможность привлечения соответствующего финансирования, обеспечения должного количества льда, найма квалифицированных тренеров, то почему не дать им такую возможность? Ведь в конечно счете они выполнят такую же функцию, как и бюджетная школа, — подготовят профессионального хоккеиста для страны. Важно понимать, что к участию допускаются не все школы, а только вошедшие в Реестр членов Ассоциации — это требует соблюдения ряда процессуальных норм, не говоря уже о том, что становясь полноправным участником соревнований под эгидой ФХБ, «частники» должны четко следовать общепринятым правилам и нормам. Мы регулярно отслеживаем систему и качество подготовки ребят в частных школах. Как раз сейчас мы вносим изменения в учебную программу для СУСУ, которая впоследствии будет предоставлена всем участникам соревнований, вне зависимости от каких-то юридических аспектов, касающихся их форм собственности. Конечная задача у всех одна – максимально качественно подготовить хоккеиста  и передать их в высшее звено — юношеские, молодежные и национальные сборные.IMG_9682.JPGК слову, Федерация хоккея Беларуси постоянно работает над методической составляющей подготовки хоккеистов, адаптирует взрослый спорт под возможности, но что самое главное, особенности юных спортсменов. В частности, на регулярной основе проводятся тренерские семинары с отечественными и зарубежными специалистами, вот уже третий сезон ребята младших возрастов играют поперек площадки — федерацией было закуплено и передано в школы специальное оборудование для проведения тренировок в таком формате. Ожидаются ли еще какие-то шаги в этом направлении?

- Учиться и развиваться нужно постоянно. Поэтому специалисты федерации постоянно отслеживают новшества и методические разработки зарубежных коллег. Что-то мы, конечно, берем на вооружение, от чего-то отказываемся. Я убежден, что на сегодняшний день нам необходимо привлекать специалистов из развитых хоккейных стран, однако забывать о белорусских специалистах также не стоит. В ближайшей перспективе мы планируем провести семинар с нашими тренерами, прошедшими обучение в одной из самых престижных на постсоветском пространстве Высшей школы тренеров — Санкт-Петербургской. Дмитрий Кравченко и Александр Руммо выступят спикерами своеобразного круглого стола, где они поделятся полученными знаниями и в формате открытого диалога ответят на все вопросы тренеров детскоюношеских школ.

Немало разговоров ходило и о том, что у молодых ребят прослеживается проблема с катанием…

- К сожалению, это так. В нашей практике было привлечение тренеров по катанию на краткосрочные кэмпы, но эта работа требует систематического характера. Специалистов именно по хоккейному катанию не так уж много, не только в нашей стране. Сегодня одним из наиболее перспективных вариантов решения данной проблемы я вижу обучение собственных тренеров. По этому пути пошла хоккейная школа «Динамо». Один из тренеров, обладающий достаточным фундаментом и запасом возраста и сил для дальнейшего совершенствования — Сергей Громов, помимо работы с одной из возрастных групп обучает ребят и исключительно катанию. Да, это требует определенных вложений — мы регулярно отправляем специалиста на повышение квалификации, специализированные семинары, в т.ч. за рубежом, но я понимаю, что в перспективе это принесет свои плоды. Ведь он принесет пользу всей школе, работая с ребятами на постоянной основе.

И всё же: если дополнительных средств или возможности привлечения дополнительных кадров нет?..

- Родители сами по себе — огромный ресурс. Их нужно знать и уметь с ними работать. В свое время среди родителей мы нашли психолога, который теперь на постоянной основе работает у нас в школе, проводит постоянную работу с детьми и тренерами, и очень многие вопросы это помогает решать. Роль психолога в спорте у нас, к сожалению, зачастую недооценивается. На сегодня психология — один из определяющих факторов в борьбе равных соперников. Сейчас федерация хоккея ведет работу, направленную на возможность расширения штатного расписания СУСУ, частью которого станет и возможность приглашения для работы в школе дополнительных тренеров по смежным видам спорта. Например, тренера по ОФП, тренера по вратарям, тренерапсихолога и т.д.

Следует ли обучать тренеров реагированию на нестандартные ситуации? В последнее время все чаще говорят о детских драках на льду. Совсем недавно такой инцидент с участием белорусских ребят произошел в Молодечно.

- Это особая тема. Драка — неотъемлемая часть хоккея, но не детского. Да, это мужской вид спорта, и наша природа такова, что драки периодически случаются. В юниорских лигах Северной Америки — это элемент шоу, драки там происходят достаточно часто. Но нужно понимать разницу между честным боем и массовым побоищем, когда силы не равны или кто-то из ребят, не дай Бог, упал на лед — драку следует немедленно прекратить, ведь высока вероятность получения травм, в том числе, несовместимых с жизнью. Все, что происходит на льду, находится в компетенции тренеров и должно оставаться под их контролем. Если же наставник не способен управлять командой, это говорит о явных нарушениях модели, о которой мы говорили выше и наталкивает на мысли о недостаточном уровне профессионализма таких тренеров. Повторюсь, массовые драки в детском хоккее недопустимы. Сейчас федерацией хоккея вырабатывается дисциплинарный регламент для детских соревнований, предусматривающий достаточно жесткие наказания за драки, в первую очередь, для тренеров.

Есть четыре составляющие успеха, которые отлично вписываются в модель детского хоккея: ясные цели — коммуникация — доверие — оценка (результат). Параллель «коммуникация — доверия» должна стать неотъемлемой частью взаимодействия между руководителем и тренером,  тренером и учащимся. Ведь если наставник не уделяет внимание спортсмену как личности, не интересуется его жизнью вне площадки, то и ребенок не чувствует связи с ним, что может в конце концов сказаться на эффективности тренировочного процесса: каждый день к нам приходят не роботы, а живые дети, со своими эмоциями, чувствами, и к каждому из них нужно найти подход.

Если же взять параллель «ясные цели — результат», то тут все еще более прозрачно: если не ставить перед воспитанниками конкретных задач и не озвучивать им план их достижения, а в конце не проверять результатов выполнения этих самых задач, у ребят может сложиться впечатление, что их работа не так уж важна для наставника, что, в свою очередь, может привести к потере мотивации. 

А чем же мы в силах мотивировать тренеров на большую самоотдачу?

- Мы, безусловно, понимаем, что тренерское ремесло, отнюдь, не из легких, и одним только кнутом сложно заинтересовать кого-то в саморазвитии. Если даже взять пирамиду Маслоу — иерархию потребностей человека, то удовлетворение физиологических нужд (еда, сон) и потребность в безопасности (жилье) стоят на первом месте. Чтобы человек целиком и полностью отдавался чужим детям, ему должны дать возможность обеспечить достойный уровень жизни себе и своим собственным детям. В настоящее время Президентом нашей страны Александром Лукашенко уже разработана модель материального поощрения детских тренеров. Федерация хоккея Беларуси, благодаря партнерству с «БСБ-банком», сможет производить дополнительные выплаты тренерско-преподавательскому составу детско-юношеских школ для доведения их до оптимального уровня. В некоторых школах тренеры получают по 200-300 рублей, и ютятся в съемных квартирах, объединяясь по несколько семей.IMG_9597.JPG

Что Вы можете пожелать участникам соревнований?

- Я бы не ограничивался только самими учащимися, потому что хоккейная семья гораздо шире – это и тренеры, и родители ребят, и руководители школ, несущие непосредственную ответственность за качественное воспитание профессиональных хоккеистов. Тренерам начальной подготовки хотелось бы пожелать, чтобы с первых дней обучения они сумели привить малышам любовь к хоккею. Ведь на данном этапе тактика вообще не важна, а важно заинтересовать детей этим видом спорта, а не гнаться за сиюминутным результатом. Тренерам хотелось бы пожелать никогда не останавливаться в саморазвитии: ведь именно от их желания учиться чему-то новому зависит, чему они в конечном итоге смогут научить своих воспитанников. Будьте терпимее к учащимся — ведь выйдя из школы, ребята не будут вспоминать тактические схемы и ваши рисунки на планшете в первые годы обучения. Но что они точно пронесут через всю жизнь, так это воспоминания о вашем отношении к ним. Руководителям школ я пожелаю не зацикливаться на каких-то бюрократических моментах: будьте гибче, прислушивайтесь к своему коллективу, идите навстречу своим учащимся — своеобразный симбиоз их ожиданий и ваших возможностей пойдет только на пользу общему делу. Нельзя гнаться только за медалями. Теперь, совмещая посты в школе «Динамо» и федерации хоккея я понимаю это отчетливее. Особое пожелание есть и для родителей: станьте частью команды ваших детей и их тренеров, научитесь доверять профессионалам. Центральным же звеном в любой образовательной системе являются дети – их развитие, корректное и всестороннее воспитание, патриотизм, личностный и профессиональный рост. Ставьте перед собой цели — ведь только так вы можете определить стратегию их достижения. Верьте в них каждый день, и однажды они обязательно сбудутся.

Пресс-служба ФХБ

К списку новостей

Другие новости рубрики
Последние новости других рубрик
Регистрация

Динамо-Минск
У вас уже есть аккаунт? Войти
Авторизация
Восстановление пароля
Впервые на нашем сайте?Пройти регистрацию