Школа 4 февраля 2019

«Хоккей больше, чем работа». Интервью с новым директором СДЮШОР БФСО «Динамо» Андреем Ращинским

Ровно 100 дней прошло с 27 октября, когда Дмитрий Басков возглавил «Динамо-Минск», а  Андрей Ращинский сменил его на посту директора СДЮШОР БФСО «Динамо». Повод для первого большого интервью в должности более, чем веский.

Были колебания, принимать или нет новую должность?

- Дмитрий Юрьевич предупреждал, предложит мою кандидатуру на эту должность. Но все были против того, чтобы он уходил из школы. Потому что здесь он находился на своем месте. С его работой был связан качественный скачок в развитии СДЮШОР «Динамо» как в плане результатов, так и в развитии материально-технической базы.

Когда это все же произошло, и так получилось, что именно я занял его место, одним из моих условий было то, чтобы я параллельно продолжил работать тренером. Опять же это связано с Басковым. Ведь за эти годы он много вложил в меня, как в тренера, – и доверия, которое мне было оказано, и новых знаний, которые я получил. Бросить сейчас это все, чтобы сосредоточиться исключительно на административных обязанностях, было бы расточительством. Мне разрешили совмещать. Так что до 17:00 я директор, а потом становлюсь тренером.

Раньше вы никогда не были руководителем. Тяжело было привыкать к пиджаку, креслу и работе с бумагами?

- Опыта управления взрослым коллективом у меня действительно не было. Но тут я тоже многое перенял у Баскова. Он же в свое время возглавил школу, впервые столкнувшись с административной работой. Потом он этому профессионально обучался в Школе бизнеса и делился знаниями о методах эффективного управления коллективом, приносил материалы и лекции из этой школы.

Так что опыта у меня не было, зато был наглядный пример. Плюс я давно работаю в СДЮШОР старшим тренером: вникать не пришлось – я полностью в теме и знаю все процессы изнутри.

Как оцените наследие, доставшееся от Дмитрия Баскова? Есть ли проблемные вопросы?

- Основное, что было создано – это коллектив, тренерско-преподавательские кадры. Этим ребятам оказали доверие, вложили немало сил и средств в их образование и профессиональный рост. Очень важно, что их убедили в необходимости постоянного обучения и самосовершенствования. Они ездят на различные семинары и курсы, как теоретические, так и практические, могут обучаться в Высшей школе тренеров. За счет этого тренеры СДЮШОР БФСО «Динамо» очень выросли в профессиональном плане. Наложив это на игроцкий опыт, которым многие из них обладают, мы получили рост результатов.

Конечно, второй фактор – финансовые возможности школы, которые за эти годы стали на порядок мощнее. Сейчас мы не только можем пробовать какие-то новшества в учебно-тренировочном процессе, но и постоянно соревнуемся со сверстниками топовых российских и европейских клубов. Наши команды начали ездить на крупнейшие международные турниры, селекты, на которых выступают фактически сборные стран в каждом возрасте. Кстати, это неоценимо не только для детей, которые играют против сильных соперников, но и для самих наставников, которые могут что-то новое подсмотреть, чему-то научиться.

К слову, трений с коллегами, для которых вы теперь начальник, после назначения не возникло?

- Все адекватно отреагировали. У нас в коллективе дружеские, партнерские отношения. В этом смысле ничего не изменилось. Я постарался сразу обозначить свое видение, принципы, свое отношение, скажу наиболее емко – к хоккею. Не просто к работе, потому хоккей – это больше, чем работа. Такое отношение у нас всех, у всего тренерского состава, поэтому недопонимания не возникло.

Вы рассказали о том, что сделал для школы Басков. А что собираетесь сделать вы? Какие цели и задачи перед собой ставите?

- У нас нет шансов почивать на лаврах. Все прекрасно понимают, что тот качественный скачок, который случился в нашей школе, это все равно только начало. Это ступенька, на которую мы запрыгнули, но только первая ступенька достаточно длинной лестницы. Сейчас мы лидеры на белорусском уровне, но и нам, и всему нашему хоккею в целом надо расти, чтобы конкурировать на международной арене. Очевидно, что за последние десять лет мы ничего существенного не выиграли, никого высокого класса не подготовили, и топовых игроков с каждым годом у нас становится все меньше и меньше. Поэтому быть лидером в Беларуси – этого уже мало.

Надо продолжать развивать игроков, вносить новшества в тренировочный процесс, ежедневно совершенствоваться, даже если ты – чемпион Беларуси по своему возрасту. Надо искать свой путь. Сегодня нет рецепта успеха, и слепо копировать чьи-то наработки не получится. Все слишком тесно взаимосвязано: экономика, демография, менталитет – и хоккей. И на хоккей все влияет.

Как расти, если в чемпионате Беларуси динамовские команды нередко отправляют в ворота соперников по 20, 30 и даже 40 шайб за одну игру…

- Бывает. В основном в противостояниях с новыми школами из небольших городов – Кобрин, Горки, Пружаны и так далее. Катки там построены недавно, все находится еще в стадии формирования. Нас нельзя сравнивать с ними. Смысл таких школ – поставить на коньки тех, кто хочет. И если среди них найдутся настоящие таланты, то чтобы развиваться дальше, они должны будут уехать. В этом ничего страшного нет. Так происходит в Финляндии, Швеции, России, Канаде.

Понятно, что привязываться к результатам внутреннего первенства не стоит. А расти нужно через тренировочный процесс и международные матчи.

Вопрос по тренерским кадрам. У нас в стране не слишком хорошо обстоит дело с тренерским образованием. Как собирался тот коллектив, которым СДЮШОР БФСО «Динамо» по праву гордится?

- Специалисты, которые у нас собраны, прежде всего, амбициозные люди. Никто не говорит, что они все знают, все умеют. Главное, это желание учиться и совершенствоваться, а воспитанники за таким наставником пойдут.

У нас много и молодых ребят. Все они проходят отбор. Сначала договор подряда, который дает им возможность проявить себя, зарекомендовать, помогая в качестве второго тренера на возрасте опытному наставнику, потом – полноценный контракт. Кстати, есть среди них выпускники нашей школы. Это и Тимофей Балезин, и Виктор Маненок.

Последние выпуски динамовской школы радуют не только медалями, но и личностями: Дмитрий Дерябин, Владислав Колячонок, Никита Толопило… Кто следующий на подходе?

- В следующих выпусках таких ребят будет еще больше. Потому что реально работа сейчас поставлена на порядок сильнее. Но фамилии я называть не буду, потому что это все-таки детский хоккей. И говорить о каких-то перспективах, наверное, слишком рано. Переход из детского хоккея в юношеский, а из юношеского во взрослый происходит уже за рамками нашей школы. И очень многое в будущем этих талантливых ребят зависит от того, в какую среду, в какие условия они попадут. А еще больше зависит от того, насколько они будут готовы посвятить себя полностью хоккею. Как я говорил раньше, хоккей должен стать большим, чем просто работа или увлечение.

Если же при этом переходе на профессиональный уровень талантливый игрок столкнется с конкуренцией, с нагрузками и решит для себя: «Нет, такой ценой я не хочу», то из него ничего не получится. Поэтому едва ли не самое главное в нашей работе – заразить ребенка этим отношением к хоккею и научить работать, полностью выкладываясь, независимо от того, какой звездой он был в детстве. Если это получится, то талантливый ребенок станет классным хоккеистом.

Двое из троих названных уже за океаном, хотя того же Колячонка «Динамо-Минск» хотело этим летом видеть в своих рядах. Прав ли он был, когда уехал? Какая у вас позиция относительно оптимального пути развития молодого хоккеиста после завершения карьеры?

- Сколько лет Владу? 17 лет. Говоря откровенно, в такой команде, как «Динамо-Минск», которая выступает на высоком уровне, в Континентальной хоккейной лиге, ему было бы сложно претендовать на лидерские позиции. Поэтому, на мой взгляд, ему лучше играть все же в молодежном хоккее, но на элитном уровне. Например, в той же OHL, куда он и уехал.

У нас нередко молодым игрокам создают тепличные условия, искусственно ставят их в состав, ведь они – белорусы, и к тому же действительно талантливые. Как воспринимают это игроки? Как должное. И с этого момента перестают прогрессировать.

Если вернуться к команде, которую вы тренируете, расскажите, что это за возраст?

- Это ребята 2005 года рождения. Многим из них по 13 лет: после Нового года мы уже успели отметить пару дней рождений. Очень интересный возраст, мы приближаемся к настоящему хоккею. Начинается переходный возраст, у ребят перестраиваются мозги, появляются физические возможности, которые позволяют им уже что-то делать на льду.

Постепенно происходит отбор. Набирал я гораздо больше ребят, чем осталось в команде: сейчас у нас шесть пятерок. Несколько человек приехало из других городов. Мы пошли на это не для того, чтобы побеждать. Просто сильные должны играть и тренироваться с сильными, а в динамовской школе у этих парней больше шансов вырасти в настоящих игроков. Причем мой принцип – брать со стороны ребят только высокого уровня, чтобы они с ходу могли заиграть в первой или второй пятерке.

Когда мы только начинали соревноваться, то сильно отставали и проигрывали всем соперникам по чемпионату Беларуси 8-10 шайб. Дело в том, что практически везде, в Жлобине, Витебске, Гродно набор произошел на год раньше, с шести лет. Однако вода камень точит: постепенно мы выровнялись и сейчас пришло наше время (прим. – команда СДЮШОР БФСО «Динамо» за последние три сезона собрала полную коллекцию наград республиканского первенства – бронзу, золото и серебро).

У вас в команде тренируется и ваш сын Назар. Кто сильнее, как хоккеист, Андрей Ращинский много лет назад или Назар Ращинский сейчас?

- Мне провести эту параллель сложно: я себя не очень хорошо помню в 12-13 лет. Я попал в команду к Борису Аркадьевичу Черчесу 77-го года рождения позже, чем основной костяк – Леша Калюжный, Дима Дудик и другие. Я просто позже пришел в хоккей и сначала тренировался с 78-ым годом, где были Андрей Михалев, Денис Матюхин. Но когда 78-ой год перешел в спецкласс, а я уже учился на класс старше, меня перевели в 77-ой. К этому моменту эти ребята занимались вместе уже четыре года. Вливаться было сложно. И место в этой команде по-настоящему я завоевал только к 15 годам, но ведущих ролей не играл долго.

Предсказывать, как сложится у Назара, слишком рано… Но есть, скажем так, взгляд со стороны: мои родители говорят, что внук гораздо сильнее, чем я когда-то. Но сейчас все дети сильнее, потому что тренеры немножко по-другому их тренируют и развивают. Кроме того, занимающихся сегодня значительно больше, следовательно, и конкуренция гораздо выше. И то, кто сможет заиграть и для кого хоккей станет профессией, предопределят не только знания и умения, приобретенные в плей-офф, но и внутренний стержень, характер и готовность принимать вызов и выигрывать конкурентную борьбу.

К списку новостей

Другие новости рубрики
Последние новости других рубрик
Регистрация

Динамо-Минск
У вас уже есть аккаунт? Войти
Авторизация
Восстановление пароля
Впервые на нашем сайте?Пройти регистрацию