Меню
| ХК Динамо Минск
Новое в магазине
18 августа 2013

Чего изволят. Как работают с болельщиками в «Вашингтон Уизардс», ЦСКА и минском «Динамо»

Чего хотят и что кроме спорта должны получить зрители на стадионе: мастер-класс топ-менеджера НБА, а также успешные опыты хоккейного клуба из Минска и баскетбольного — из Москвы.

КЛУБ НБА «ВАШИНГТОН УИЗАРДС» Площадка: Verizon Center, вместимость 20 308 зрителей Средняя посещаемость в сезоне-2012/13: 16 343 зрителей Средняя цена билета: $32 8000 владельцев абонементов в сезоне-2012/13 Цели: усилить впечатления зрителей от посещения баскетбольного матча и развлечь болельщиков, плохо знакомых со всеми нюансами игры Рецепт вице-президента баскетбольной администрации «Вашингтон Уизардс» Томми Шеппарда Ингредиент № 1 Предыгровое шоу - Конкурсы с призами - Официальный диджей «Уизардс» - Группа поддержки Ингредиент № 2 Шоу-программа во время матча - Представление игроков - Видеоролики на кубе - Kiss Cam (камера для поцелуев) - Талисманы команды - Шоу-группа данкеров Ингредиент № 3 Персонал, работающий с публикой - 20 сотрудников с постоянной занятостью - 75 временных работников Ингредиент № 4 Новые идеи для шоу - Танцевальные группы детей, пенсионеров, хип-хоп-команды - Приглашение звезд ТВ-шоу и сериалов (например, развлекательного телепроекта America’s Got Talent) - Повышение качества видео и графического контента Шеппард: «Концепция состоит в том, чтобы предложить «что-то для каждого». Важно понимать, что семьи, родители с детьми часто приходят не столько посмотреть матч, сколько просто отдохнуть, хорошо провести время. Если вы предложите интерактивные игры, забавные видео, танцевальные и музыкальные вставки, это вовлечет всех, кто пришел на баскетбол. К тому же игра представляет бесконечное число возможностей для рекламы — новой сувенирной продукции, питания, предстоящих мероприятий на домашней арене и т. д.». Результат - Мощный рост доходов клуба - Привлечение новых спонсоров - Выполнение партнерских обязательств Шеппард: «Затраты клубов НБА на работу со зрителями могут достигать $500 000 за сезон, не считая гонораров временным работникам. Новейшим трендом в этой сфере является интерактивное взаимодействие с болельщиками, возможность моментального доступа к фотографиям и видео, рассылки через «Твиттер» и электронную почту». Шеппард: «Если вы только начинаете работать с болельщиками, постарайтесь подходить к этому делу постепенно. Не стремитесь сразу ошарашить зрителей (да и самих себя) большими бюджетами. Пробуйте отдельные элементы шоу, изучайте, как на них реагируют болельщики. Клубы НБА работают с фокус-группами, проводят множество зрительских опросов во время матчей и в интернете. И даже если новинка нравится, ее тщательно дорабатывают». Как НБА училась любить зрителей НБА попала в телевизор — на канал NBC — еще в середине 50-х, в 60-х право показывать американский баскетбол стоило уже миллионы долларов, потому что матчи лиги смотрели миллионы граждан по всей стране. В середине 70-х зрители несколько охладели к НБА: то ли новый бродкастер — канал CBS — мало вкладывался в промоушен, то ли публика устала от драк на площадке и кокаиновых скандалов с участием игроков вне ее. Интерес к баскетболу вернули народу сообща: новый канал ESPN, новые звезды — дебютанты сезона-1979/80 Ларри Берд и Мэджик Джонсон и новое правило — трехочковая линия. С тех пор НБА трепетно следит за тем, чтобы телевидение оставалось довольно и не жалело миллиардов (нынешний контракт — подписан в 2002-м, действует до 2015-го — стоил $7,4 млрд) и прайм-тайма на трансляции баскетбола. О зрителях на трибунах, а не у экранов первыми всерьез задумались в начале 90-х в «Чикаго Булз». Концепция «это нужно видеть, оставайтесь на своих местах» предписывала использовать каждую паузу в игре для развлечения публики и превращала баскетбол в шоу. Идеи «Чикаго» подхватили «Финикс» и «Нью-Йорк», а затем и остальные коман­ды стали создавать департаменты по проведению матчей, задача которых — организовать шоу и рекламу во время игр. И вот как это работает: в сезоне-2012/13 из 30 команд НБА лишь у трех средняя домашняя посещаемость ниже 15 000. ХОККЕЙНЫЙ КЛУБ «ДИНАМО» (МИНСК) Площадка: «Минск-Арена», вместимость 15 000 зрителей Средняя посещаемость в сезоне-2012/13: 14 299 зрителей Средняя цена билета: $6,5 2000 владельцев абонементов в сезоне-2012/13 Цель: сделать поход на хоккей модным, привлечь семейную публику Рецепт генерального директора клуба в сезоне-2012/13 Алексея Торбина Ингредиент № 1 Шоу «Для каждого матча мы делаем свой сценарий, хотя есть и общие черты. Например, мы запустили историю с исполнением гимнов и поднятием флагов России и Белоруссии. Очень эффектно смотрится. Или наше «звездное небо» — перед выходом команды на лед на арене гаснет свет, а болельщики включают свои мобильные телефоны и направляют их экранами в сторону льда. Ну и музыкальное сопровождение соответствующее. Лазерное шоу делаем редко — это недешевое удовольствие (порядка $20 000–30 000 за не самое эффектное. — PROспорт), а у нас бюджет ограничен». Ингредиент № 2 Экраны «Мы активизировали фан-камеры. Есть специальная детская, которая отыскивает на трибунах детей в экипировке «Динамо» и выводит изображение на куб. Это стимулирует родителей приводить детей на матчи. И если раньше люди смущались, попадая в объектив, то теперь они отлично себя чувствуют, работают на камеру, улыбаются, машут руками. Есть у нас kiss-камера, ее тоже болельщики любят. Очень популярной стала история предложения руки девушке. Это смотрится как кино. Девушка удивлена, взволнована и, конечно, соглашается — отказов еще не было. Публика в восторге». Ингредиент № 3 Аниматоры «Очень важно правильно выбрать ведущего для работы с публикой. На обычных играх у нас работает парень помоложе, более современный, а на ретроматчи мы приглашаем более статусного, взрослого, популярного ведущего. Наша группа чирлидерш в голосовании КХЛ в этом сезоне заняла первое место. Плюс мы добавили элемент шоу уборке льда в коротких перерывах: у нас это делают не мальчики с лопатами, а девушки-фигуристки. Теперь эту идею переняли многие российские клубы. У нас, конечно, есть маскот-зубр, который работает и на льду, и на трибунах, а кроме него еще Динамо-мен — профессиональный эстрадник, развлекающий болельщиков». Ингредиент № 4 Служба безопасности «Сотрудники безопасности не должны пугать зрителей. Те не должны чувствовать, что за ними наблюдают. У нас на арене нет полицейских в форме, они не стоят лицом к болельщикам и их не слишком много. Кроме них на играх работают 15 наших охранников, а также 80 администраторов, которых мы нанимаем на каждый матч. Их задача — объяснить, как пройти на свое место, что-то подсказать и т. д.» Ингредиент № 5 Звезды «Мы часто приглашаем на матчи модных, популярных людей. Рассказываем о них, показываем на экранах. Были теннисистка Азаренко, биатлонистка Домрачева. У болельщиков создается ощущение, что они рядом со звездами. Еще стараемся, чтобы на каждом матче играла новая, интересная группа. У нас нет попсы, наш музыкальный ряд ориентирован скорее на тяжелый рок. Перед сезоном просили покупателей абонементов заполнить анкету, где среди прочего был вопрос и о музыкальных предпочтениях. Исходя из этого выбираем группы, а диджей составляет свой трек-лист. Конечно, мы не можем позволить себе звезд выше $1000 за 10-минутное выступление. Часто приглашали белорусскую рок-группу «Драм Экстази», но в последнее время они дороговаты стали, будем искать новых». Ингредиент № 6 Реклама «Мы стали меньше использовать прямую рекламу и изменили ее суть. Если раньше крутили ролики в стиле «Приходите на «Динамо», мы играем в крутой лиге, у нас крутые соперники», то теперь нам важнее донести конкретную информацию — во сколько матч, с кем и т. д. Содержание упростилось, и сократились расходы. Нам теперь интересны не столько растяжки на улицах, сколько бары, рестораны, какие-то модные места, где наши объявления увидит потенциальная аудитория». Результат «Недавно мы проводили исследование по сегментации болельщиков. Там был вопрос «Сколько вы болеете за «Динамо»?» 2 года — 36%, 1 год — 25%, 4 года — 7%, более 5 лет — 6%. То есть каждый год добавляет нам 30%. И этот рост не за счет фанатов хоккея. Многие зрители на трибунах поначалу не знают, что такое плей-офф. «Что-то хорошее», — отвечают некоторые. У нас на матчах много детей, девушек, люди приходят семьями. Они идут на хоккей, чтобы приятно провести время. И очень важно удержать зрителей, когда команда проигрывает. При хорошем шоу это возможно, ведь публика не чувствует разочарования. Мы собирали аншлаги даже в серии из трех поражений». БАСКЕТБОЛЬНЫЙ КЛУБ ЦСКА (МОСКВА) ПЛОЩАДКИ УСК ЦСКА, вместимость 5000 зрителей; ДС «Мегаспорт», вместимость 13 100 зрителей Средняя посещаемость матчей Евролиги в сезоне-2012/13: 6059 зрителей Цена билета: $8–330 1000 владельцев абонементов в сезоне-2012/13 Цель: организовать досуг болельщиков до игры и в паузах во время матча, привлечь более состоятельную публику Рецепт начальника отдела продаж БК ЦСКА Максима Садовникова Ингредиент № 1 Ведущий «Он должен понимать зрителя. На баскетбол ходят люди, которые любят и ценят комфорт, уважительное отношение к себе. Это возрастная, семейная, интеллигентная публика — как в театре. К примеру, у нас был ведущий Стас Ярушин — он сейчас в сериале «Универ» снимается. Ему понадобилось несколько месяцев, чтобы наладить контакт с аудиторией. Поначалу он выбрал молодежный, уличный стиль одежды и немного панибратскую манеру поведения, а публика это не приняла. Пришлось менять имидж на более солидный — тогда все получилось». Ингредиент № 2 Конкурсы «Какие-то мы придумываем сами, какие-то идеи берем у НБА. Полностью копировать американский подход нельзя. У нашей публики другой менталитет. К примеру, в танцах группы поддержки в Америке ценится атлетизм, а в России у чирлидерш больше женственности, пластики. В большом перерыве мы проводим конкурсы среди зрителей на точность броска, мини-эстафеты и т. д. Кроме того, в этом сезоне на матчах Евролиги мы часто устраивали лотерейные розыгрыши среди владельцев абонементов. Призы предоставляли наши партнеры. К примеру, World Class — годовые карточки или абонементы на несколько посещений; литовский сыр «Джюгас» — поездку в Литву с посещением завода, наборы своей продукции и т. п.». Ингредиент № 3 Экраны «В УСК ЦСКА нет видеокуба, но мы используем экраны — показываем ролики во время предматчевого шоу и в перерыве. В этом сезоне мы провели несколько игр в «Мегаспорте», где куб есть. Правда, он далек от совершенства, там даже вся необходимая статистика не помещается. Пришлось везти в «Мегаспорт» кучу оборудования — экраны, свет, звук. То есть организовать там хорошее шоу стоит очень дорого. К примеру, матч — открытие сезона в Евролиге обошелся клубу в несколько миллионов рублей, одно только 3D-шоу стоило несколько сотен тысяч. Но это оправданно. На такие игры приходят новые зрители, их нужно впечатлить, чтобы они вернулись». Ингредиент № 4 Программа в фойе «У «Мегаспорта» есть большое преимущество перед УСК ЦСКА: там два фойе на разных уровнях, где можно организовать активности для зрителей. У нас было несколько площадок: на одной — уличные танцоры, на другой — игровые приставки (PlayStation предоставила 10 консолей), на следующей — выступление баскетбольных фристайлеров. Ходулисты из уличного театра Tall Brothers с оркестром, барабанное шоу «Маракату», детские танцевальные школы и т. д. На всех матчах Евролиги работала детская зона от проекта «Шардам» с мастер-классами. И это важно, потому что мы пропагандируем поход на баскетбол семьей. Кроме того, в одном из ресторанов «Мегаспорта» мы смогли устроить лаунж-зону для владельцев дорогих абонементов». Ингредиент № 5 Кейтеринг «Матчи проходят в будни, вечером — люди приезжают после работы и, естественно, хотят перекусить, а у нас на стадионах обычно предлагается скучный набор: пирожки, бутерброды, чай в пакетиках. Мы провели массу встреч, чтобы организовать кейтеринг для болельщиков на принципиально новом уровне. В «Мегаспорте» сделать это было непросто — тему питания арена обычно оставляет за собой. Но нам, единственным из арендаторов, все же удалось договориться. На наших матчах работали торговые точки пиццерии «Папа Джонс», лапшичной «Воккер» и сосисочной «Стардогс». Ингредиент № 6 Реклама и промоушен «Рекламный бюджет у нас достаточно скромный, мы работаем больше на партнерских отношениях. Кроме того, стараемся проводить интересные промо-мероприятия. Очень удачным был проект в ТЦ «Метрополис». 23 февраля в центральном атриуме мы построили стритбольную площадку, где с 10:00 до 22:00 проходили мастер-классы наших игроков, мини-турниры среди посетителей, розыгрыши призов от партнеров клуба и т. д.». Результат «Судя по матчам в «Мегаспорте», куда приходило по 7500–8000 человек (средний показатель для матчей Евролиги в УСК ЦСКА — 4500), мы готовы играть на больших площадках. В российском баскетболе у нас самые высокие цены на билеты, но мы потихоньку увеличиваем свою клиентскую базу. И есть люди, которые хотят большего комфорта и готовы за это платить, а на старой арене мы не можем этот комфорт обеспечить. Там, например, меньше мест с хорошим обзором. В связи с техническими проблемами «Мегаспорта» часть матчей перенесли в УСК ЦСКА. И некоторые зрители, купившие билеты в «Мегаспорт», захотели их сдать». PROsport

К списку новостей

Последние новости других рубрик
Регистрация

Динамо-Минск
У вас уже есть аккаунт? Войти
Авторизация
Восстановление пароля
Впервые на нашем сайте?Пройти регистрацию