Интервью 14 января 2022

Мария Гутько — об изменении отношения тренеров к игрокам, особенностях детской психологии и буллинге в адрес спортсменов

Спортивный психолог и автор пособия «Что важно знать родителям юных хоккеистов? Рекомендации спортивного психолога» в одном из эфиров утреннего шоу «FONBET В одном звене» рассказала о важности пособия для родителей, особенностях формирования самооценки спортсмена и многом-многом другом.

— Наше пособие важно прочитать всем родителям для того, чтобы снять своего рода блок, к которому они привыкли. Смысл выпуска этой методички в том, что мы сейчас находимся на переломном этапе: то, что работало в прежние времена, не работает сейчас и не сработает в будущем, потому что нужно быть человеком того, «тарасовского» времени, которое мы всегда вспоминаем. А для того, чтобы наработать новое, у нас пока мало опыта, аналитики и даже каких-то зафиксированных моментов. И для того, чтобы родители не заблуждались, мол, сработало у Грабовского, Овечкина и еще у кого-то, тогда могу я взять и применить к своему ребенку. Нет, нет и нет!

Поэтому в этом пособии мы стараемся приблизить их к индивидуальности маленького спортсмена, к тому, что индивидуальные качества тоже нужно тренировать, и к тому, что психология детей не сравнима с психологией взрослых игроков. Ведь иногда у детей игры бывают «просто вау», а иногда — «почему ты так косячишь?»:). Это эмоции, и частенько самих детей путают с их синдромами. Ведь в период своего развития ребенок, а затем и подросток переживает большое количество неврологических синдромов, которые цепляют и психологию. Иногда родители, не принимая это в расчет, списывают все на менталитет, темперамент. Снова нет, нет и нет!:) Я с этим сталкиваюсь в своей работе и скажу честно, порой отправляем детей и к неврологам, потому что где-то ребенок перетренирован, где-то не добавляет не потому, что он не хочет (не мотивирован), а потому что просто не может.

Поэтому данное пособие было написано, чтобы родители могли задуматься над тем, что все индивидуально, и не нужно перекладывать чужой опыт на себя. Потому что сейчас в командах родители любят давать друг другу советы, а бывает, что пытаются что-то подсказать и тренерам. И пособие выпущено для того, чтобы призвать их не слушать это все и верить в свои силы.

Психология прежде всего работает с отдельным ребенком. Все индивидуальны, поэтому не надо думать, что я в чем-то плох, и это срочно нужно менять. Нет, возможно, в дальнейшем это может стать твоим плюсом.

— Сегодня общение с игроками по психологическому нажиму отличается от времен советской школы. Почему меняется отношение? Почему теперь нельзя кричать на людей?

— Я не против того, чтобы кричали, но я за то, чтобы при этом еще и поясняли. Или уже после тренер подошел и сказал «тебе «прилетело» за это и это…». Потому что ребята порой с теплом вспоминают красивые матные фразеологизмы:). Но они понимают, что такие фразы исходили от тренера на эмоциях, когда тот просто выгорал. Тренер — это профессия, на которой люди выгорают, при чем постоянно. Поэтому нужно понимать, что из-за выгорания он может «кусаться».

Но если игроку не объясняют причину крика, то, конечно, появляется проблема и даже депрессии, которые появляются в любом возрасте. Поэтому я не могу сказать, что нельзя кричать на детей. Но необходимо выработать определенную систему поощрений («лучший игрок месяца», условно говоря) и наказаний, однако ни в коем случае нельзя выгонять ребенка со льда, что было раньше сплошь и рядом. Хотя здесь все индивидуально: на кого-то крики никак серьезно не влияют, а кто-то настолько ранимый, что будет два года еще ходить и вспоминать.

Ко мне приходят игроки, которым уже и за 18 лет, и, когда начинаю раскапывать их проблему, понимаю, что идет из детства. Доходит до того, что спортсмен говорит: «Сейчас я работаю с новым тренером, который не кричит, хочет смотреть, как мы сами работаем. А я не могу тренироваться, потому что мне нужен крик, свисток и тому подобное, чтобы меня раскачать».

— А в команде может ребенок попадать в зависимость от ситуации, когда тренер кричит на другого хоккеиста, а страшно ему?

— Такое бывает с высокочувствительными детьми. Пять процентов людей во всем мире высокочувствительны и выгорают, когда кричат на других людей. Но это не говорит о том, что такой ребенок не станет хоккеистом. Это значит, что ребенок будет обладать отличной интуицией. Просто со временем он научится с собой работать, и из него может получится шикарный тренер, который будет обладать большой эмпатией и понимать «химию» в команде.

— Значит, кричать допустимо, если это делать правильно. Бить людей клюшкой можно?:)

— Нет! Точно нет. Я против этого. Я понимаю мат, крики тренеров, когда они на взводе. Иногда присутствую на тренировках и, кажется, сама бы крикнула что-нибудь. Но физически воздействовать ни в коем случае нельзя.

— Есть ли родители, которые думают, что если их ребенок приходит домой подавленный, впечатленный какой-то нагрузкой, то надо сказать «ты слабый. Не плачь, ты должен быть сильным»?

— Да, конечно. И это тоже прописано в пособии. Ведь дети должны и поплакать, освободиться от эмоционального груза. Дети же сами не придут и не расскажут о своей проблеме, поэтому приходится выявлять ее через арт-терапию (рисунки). И по ней сразу видно, что ребенку запрещено плакать. Родители ругают за это, поэтому он боится плакать. А нам приходится говорить, что он может это делать.

— Можете немного рассказать об Алексее Колосове? Внешне он очень спокойный…

— В моей практике в динамовской школе он просто уникум. Понятное дело, что все вратари флегматичны, и это нормально. Если вратарь не флегматик, то это подозрительно:). Для него будет всегда большой проблемой сдержать себя, контролировать. Но, в целом, флегматик — это устойчивый тип нервной системы. А с Алексеем у нас никогда не было проблем, провели с ним всего пару консультаций.

— В пособии есть раздел, посвященный формированию качеств личности и самооценки. Он ведь касается не только спортсмена, но и обычного человека. Как родителям сформировать правильную самооценку у ребенка? И какая она правильная самооценка?

— Лучше, конечно, чтобы самооценка была адекватная. Но, так как мы работаем со спортсменами, я всегда говорю, что они всегда немножечко нарциссы. Потому что им нужно выйти, показать себя людям, и из-за этого присутствует нарциссизм в маленькой-маленькой степени. Это как у артистов театра и балета: если ты не нарцисс, то тебя сотрут:).

Чуть-чуть завышенная самооценка допустима, но к этому должно прикладываться понимания, что необходимо работать столько же, сколько ты и думаешь о себе. А иногда бывает, что делают меньше, чем думают о себе.

— Каковы должны быть основные действия родителя? Хвалить после каждой игры или нет? Может объяснять, почему ты хвалишь?..

— Нужно отмечать рост, развитие ребенка, ни в коем случае не сравнивать с остальными детьми ни в школе, ни в хоккее. «Сегодня ты был лучше», «Сегодня мне понравилась игра», «Ты сам видел, что были косяки, но в целом неплохо. Главное, что ты дошел до конца» (примеры напутствий — прим.). Ведь иногда дети не понимают, что дойти до конца — это уже успех. На тренировке объясняешь, что нужно доходить до конца: доползти, упасть, но доделать.

— То есть вы ведете к тому, что родители должны намекать на то, что ребенок растет, он хорош, но сравнивать его необходимо только с ним же?

— Да, конечно. Я сама как мать видела такие мотивирующие фразы, высказанные отцом, как «Ты не работаешь, ведь ты даже не вспотел на тренировке». И когда я все это проанализировала и заметила, что ребенок старается, но ему чего-то не хватает, то начала говорить ему: «Ты такой красивый». Когда он отработал, действительно был очень красивым: румяные щеки, красные глаза, да и излит потом, как Илья Муромец. И фраза «Ты такой красивый, когда работаешь на льду» очень воздействовала на него, сын просто полностью выкладывался на площадке:).

— Теперь перейдем немного к другой критике и поговорим о болельщиках. После поражений сразу же звучат предложения о том, что уволить тренера или разогнать команду. Почему фанаты так реагируют? Это связано с тем, как у них с детства воспитана критика?

— Это прежде всего культура людей, но и, конечно, эмоции. Возможно, болельщики за этим и приходят на арену, чтобы как раз освободиться от этих эмоций. Ведь они очень сильно переживают. Но вы задумайтесь над словом «болеют», оно всегда связано с одержимостью:).

— Спорт создан для того, чтобы выразить свои эмоции на трибунах, в том числе. Все-таки человек приходит после тяжелого рабочего дня и может выплеснуть все свои эмоции. Это как вид разрядки?

— Да, конечно. Но и сейчас почему-то буллинг стал актуален, возможно, на это оказывает влияние пандемия или что-то еще. Поэтому я говорю, что если у человека культура достаточно высокая, то он себе этого не позволит. Мы списываем такое поведение просто на невоспитанность.

— Получается, если размышлять так, то претензий у игроков к комментаторам быть не должно. Ведь сложно требовать от кого-то в миг стать таким же воспитанным, как и ты. Если нельзя донести до комментаторов мысль о том, что критика может быть конструктивной, то как игрок должен к этому относиться?

— Здесь сами комментаторы запускают процесс. Ведь в буллинге виновата не жертва, а тот, кто буллит. Соответственно, если люди во время матча слышат жуткую критику («Да как ты шайбу из зоны выводишь?», «Чего так коряво?», «Да что у него за катание?»), то с такими же эмоциями приходят на следующий («О, так наши сейчас будут «лажать», будем смотреть как»). Поэтому надо брать в руки комментатора и работать именно с ним и его негативом.

Если обращаться к нашему пособию, то оно там написано: мы критикуем не человека, а его неправильные действия. А из-за оскорблений и некорректной критики у игроков формируется нестабильная самооценка: похвалили — она поднимается, а если что-то плохое услышал, увидел или вдруг кто-то передал через сплетни, то падает.

— Самооценка игрока зависит и от результата, и от взаимоотношений в команде, с болельщиками — от всего. И для него, получается, соцсети — источник негатива, ведь любой человек может прийти и написать, что он плохой игрок. Стоит ли в таком случае спортсмену отказываться от появления в социальных сетях?

— Я бы советовала не читать комментарии, потому что действительно иногда можно стать жертвой интернет-буллинга. А если уже прочитал такие злые комментарии, то задача игрока не пропускать их через себя, держать личную границу и отделить себя от чужого мнения. На спортсменов много чего льется, и если они собираются все это через себя пропускать, то из этого ничего хорошего не выйдет.
К списку новостей

Другие новости рубрики
Последние новости других рубрик
Регистрация

Динамо-Минск
У вас уже есть аккаунт? Войти
Авторизация
Восстановление пароля
Впервые на нашем сайте?Пройти регистрацию